Учимся развивать
обратную связь в группе
Говорят, Павел Первый в
начале своего правления завёл в Петербурге специальные почтовые ящики, в
которые каждый житель России мог кинуть своё письмо-жалобу на местное
начальство. На злоупотребления на местах... Говорят, жалобы доходили.
То, что придумал тогда
Павел Первый, называется «попытка установить обратную связь».
Попытка - дело хорошее.
Вникнем в этот вопрос поглубже. Ведь той же самой проблемой озабочены
психологи, занимающиеся таким навязшим в зубах делом как командообразование.
Может быть кому-то командообразование и навязло в зубах, но вот например любой
педагог знает: невозможно работать в коллективе детей, которые ненавидят друг
друга.
Да и любой простой
обыватель знает: неуютно приходить в гости туда, где все на грани того, чтобы
переругаться...
Часто коллективы (группы,
команды) разваливаются подчистую лишь потому, что в этих коллективах, группах,
командах не установлена обратная
связь, открытый разговор всех членов друг с другом и с
руководителем.
А если такие группы и не
разваливаются, то пробуксовывают, и КПД работы такой команды можно свести почти
что к нулю. Творческий процесс прекращается - начинаются интриги, изощрённые
издевательства друг над другом и саботаж. В общем, работать некогда.
Чтобы Вас не постигла эта
горькая участь - потерять свои ценные кадры из-за незнания азов психологии,
развратить умных специалистов, сделав их ленивыми склочниками, не бросайте на
произвол судьбы своих сотрудников, вовремя ликвидируйте вспыхивающие очаги
подспудного недовольства друг другом.
А делать это
командообразование (то есть, налаживать обратную связь в команде) мы будем так.
Один раз (вместо работы
или урока) Вы даёте своим подчинённым (ученикам, студентам да хоть детям
родным) неожиданно приятное для них творческое задание. Замена рутинной работы
– необременительной игрой, неожиданный перерыв - обеспечат Вам искренность,
вовлечённость и высокую отдачу (даже самых ленивых и недоверчивых) в ходе
выполнения этого упражнения.
Как выполнять упражнение по налаживанию обратной связи «Психологическая стенгазета»?
Каждый член группы берёт
большой лист ватмана и фломастер. Лист подписывается - именем и фамилией
владельца. Затем фломастером каждый член команды делит свой ватман на три
столбца и озаглавливает эти столбцы так:
- «Продолжай делать это!»
- «Перестань, пожалуйста, делать так!»
- «Начни делать это!»
Листы прикрепляются
кнопками на стены и получается «картинная галерея».
Задание для упражнения по налаживанию обратной связи «Психологическая стенгазета»
Теперь каждый член группы
должен написать другим членам группы на их листах то, что он о них думает и
чего от них хочет - вот в эти три столбца.
Однако при выполнении
данного упражнения по налаживанию обратной связи здесь важнее всего соблюсти
вот какие два правила:
- Никаких анонимных пожеланий! Каждый подписывается под сказанным лично.
- Вторые и третьи (то есть, негативные) столбцы заполняются вровень с первым (позитивным). То есть, число пожеланий по столбцам должно быть ОДИНАКОВЫМ. Придумал аж пять пунктов, чего НЕ должен делать Вася, будь добр, придумай и пять пунктов, чего Вася ДОЛЖЕН ПРОДОЛЖАТЬ делать (то есть, что тебе в Васе нравится). Не можешь придумать много хорошего - значит, не пиши и много плохого.
Обсуждение. Прения.
После того, как экскурсия
по картинной галерее закончилась, каждый снимает свой лист со стены и изучает.
Теперь все по очереди будут выступать со своим резюме по увиденному, прочитанному...
Каждый член группы имеет
право согласиться или не согласиться с чужой критикой!
Те пункты, которые
вызвали разногласия, должны быть обсуждены серьёзно и подробно.
***
Трудно поверить в то, что
подобные упражнения по налаживанию обратной связи спасают человеческие
коллективы от развала, повышают совместный творческий потенциал и не дают
угаснуть креативности каждого отдельно взятого члена команды. Трудно. Но это
происходит именно так.
Комментариев нет:
Отправить комментарий