Общие
симптомы тревожных расстройств
Вегетативные
симптомы:
1. усиленное или учащенное сердцебиение;
2. потливость;
3. тремор и дрожь;
4. сухость во рту (но не от лекарств или дегидратации).
Симптому,
относящиеся к груди и животу:
1. Затруднения в дыхании;
2. Чувство удушья;
3. Боль или дискомфорт в груди;
4. Тошнота или абдоминальный дистресс (например, жжение в желудке).
Симптомы,
относящиеся к психическому состоянию:
1. чувство головокружения, неустойчивости или обморочности;
2. чувство, что предметы нереальны (дереализация) или что собственное
Я отдалилось или «по-настоящему
находится не здесь»;
3. страх потери контроля, сумасшествие или наступающей смерти;
4. страх умереть.
Общие
симптомы:
1. приливы жары или озноб;
2. онемение или ощущение покалывания.
Симптомы
напряжения:
1. мышечное напряжение или боли;
2. беспокойство и неспособность к релаксации;
3. чувство нервозности, «на взводе» или психического напряжения;
4. ощущение комка в горле или затруднения при глотании.
Другие
неспецифические симптомы:
1. усиленное реагирование на неожиданности или на испуг;
2. затруднения в сосредоточении внимания или «пустота в голове» из-за
тревоги или беспокойства;
3. постоянная раздражительность;
Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности
человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями.
В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного
исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому в
английском языке термином «anxiety», что переводится на русский как
«беспокойство», «тревога».
Впервые выделил и акцентировал состояние беспокойства, тревоги 3. Фрейд. Он
охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя
переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности. Данная
характеристика указывает не столько на компоненты рассматриваемого состояния,
сколько на его внутренние причины.
В настоящее время изучению состояния тревоги посвящено большое количество
работ. Для достаточно полного их анализа принципиальное значение имеет
уточнение некоторых теоретических и методологических положений. Как показано
многими исследователями, прежде всего важно четкое концептуальное различение
понятий тревоги как состояния и тревожности как черты, свойства личности.
Многозначность в понимании тревоги как психического явления проистекает из
того факта, что термин «тревога» используется психологами в различных
значениях. Это и гипотетическая «промежуточная переменная», и временное
психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов, и
фрустрация социальных потребностей, и первичный показатель неблагополучия,
когда организм не имеет возможности естественным образом реализовывать
потребности, и свойства личности, которые даются через описание внешних и
внутренних характеристик при помощи родственных понятий, и реакция на
представленную угрозу.
Свои определения понятию «тревога» давали Астапов В. М., Лазарус Р.,
Прихожан А. М., Спилбергер Ч. Д., Фрейд 3., Мартене Р. и другие. В литературе
интерпретация тревоги как эмоционального состояния является господствующей,
причем в работах многих авторов это состояние сближается чаще всего с эмоцией
страха. Но, пожалуй, более характерной является тенденция рассматривать тревогу
как особое состояние, рядоположенное с другими эмоциональными состояниями,
аффектами, чувствами.
Одним из следствий неоднозначности трактовки понятия «тревога»,
отягощенности его психологическими и медико-биологическими односторонними
представлениями является то, что некоторые авторы, особенно в отечественной
психологии, данному понятию предпочитают другое – психическая напряженность. По
мнению Н. И. Наенко, это удобно, поскольку данный термин «свободен от
отрицательных ассоциаций и указывает на необходимость изучения именно
психологического функционирования человека в сложных условиях». Поэтому
Спилбергер подчеркивает, что достичь согласия в определении данного понятия
достаточно сложно, в частности из-за того, что исследователи тревоги часто
используют совершенно различные термины в своих работах. Основной причиной
многозначности и семантической неопределенности в концепциях тревоги является
то, что термин используется, как правило, для обозначения хотя и
взаимосвязанных, но все же различных понятий. Следует согласиться с тем, что
упорядоченность в данном вопросе вносится выделением самостоятельных
семантических единиц: тревоги, немотивированной тревожности и личностной тревожности.
Приведенный ниже обзор работ осуществлен в соответствии сданной теоретической
позицией.
Чаще всего термин «тревога» используется для описания неприятного по своей
окраске психического состояния, которое характеризуется субъективными
ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической
стороны сопровождается активизацией автономной нервной системы. «Тревога как
состояние в норме переживается каждым здоровым человеком в случаях,
предполагающих антиципацию (предвосхищение) негативных результатов». Данное
состояние возникает, когда индивид воспринимает определенные раздражители или
ситуацию как несущие в себе актуально и потенциально элементы угрозы,
опасности, вреда. Например, ученый, ожидая возможных возражений, критики,
переживает данное состояние тем острее, чем больше он видит недостаточность
своего материала и слабость своей аргументации. Являясь природосообразным
состоянием, тревога играет положительную роль не только как индикатор
нарушения, но и как мобилизатор резервов психики. Осуществляя такой подход к
состоянию тревоги, мы, тем самым, разделяем точку зрения А. Е. Ольшанниковой и
И. В. Пацявичуса на психические состояния, которые имеют «адаптивное значение
как внутреннее психологическое условие, обеспечивающее формирование оптимальных
способов саморегуляции деятельности». И. В. Пацявичус определяет функцию
состояния тревоги следующим образом: «Это состояние, являющееся уникальной
формой эмоционального предвосхищения неуспеха, сигнализирует субъекту
необходимость тщательного предусмотрения всех основных условий предстоящего
дела, способствуя, таким образом, оптимальной подготовке к деятельности,
наиболее адекватной целям субъекта. Иными словами, побуждая активность,
направленную на приобретение информации, относящейся к предстоящей
деятельности, эмоциональные состояния тревоги способны повысить уровень
эффективности саморегуляции, гарантирующей более успешное выполнение
деятельности».
Однако чаще всего тревогу рассматривают как негативное состояние, связывая
ее с переживаниями стресса. Так, Ю. Л. Ханин отмечает, что тревога как
состояние – это реакция на различные (чаще всего социально-психологические)
стрессоры, которая характеризуется различной интенсивностью, изменчивостью во
времени, наличием осознаваемых неприятных переживаний напряженности,
озабоченности, беспокойства и сопровождается выраженной активизацией
вегетативной нервной системы. Состояние тревоги может варьировать по
интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому
подвергается индивид, но переживание тревоги свойственно любому человеку в
адекватных ситуациях.
Г. Ш. Габдреева, рассматривая проблему с позиции системного исследования,
выделяет несколько теоретических подходов к изучению тревоги.
Системно-структурный подход, раскрытый в работах Н. А. Аминова, К. Е. Изарда,
Н. Д. Левитова и других, предполагает рассмотрение тревоги как цельного,
интегрального явления. Системно-функциональный подход рассматривает состояние
тревоги как специфическую отражательную форму психики, запечатлевающую отношения
между предметным миром и человеком или между людьми, где тревога, влияя на
компоненты любого из уровней проявления активности, играет либо положительную
роль, являясь мобилизатором резервов психики, либо отрицательную.
Системно-исторический подход раскрывает причинность тревоги в социальном,
психологическом и физиологическом аспектах.
Социальный аспект тревоги связывают с неожиданным изменением условий жизни.
Еще И. П. Павлов считал, что состояние тревоги вызывается изменениями в
условиях жизни, в привычной деятельности, нарушением динамического стереотипа.
«При ломке динамического стереотипа возникают отрицательные эмоции, к которым,
несомненно, мы можем отнести и тревожное состояние». Сюда нужно отнести
затрудненность совместной деятельности, в ходе торой формируется ожидание
угрозы самоуважению, престижу человека; конфликты или другие причины,
приводящие к социальной изоляции. Состояние тревоги может также порождаться
отсрочкой, задержкой в появлении ожидаемого объекта или действия. Чаще данное состояние
возникает при отсрочке чего-либо приятного, значительного. Ожидание неприятного
может сопровождаться не столько тревогой, сколько надеждой на то, что все-таки
неприятности не будет.
Психологические причины тревоги могут быть вызваны внутренним конфликтом,
связанным с неверным представлением о собственном образе «Я»; неадекватным
уровнем притязаний; недостаточным обоснованием цели; предчувствием объективных
трудностей; необходимостью выбора между различными образами действия. В
качестве физиологических причин называют болезни; действие на организм
психофармакологических препаратов.
Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение ее уровня, многообразны
и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека. Условно их разделяют
на субъективные и объективные причины. К субъективным относят причины
информационного характера, связанные с неверным представлением об исходе
предстоящего события, и причины психологического характера, приводящие к
завышению субъективной значимости исхода предстоящего события. Среди
объективных причин, вызывающих тревогу, выделяют экстремальные условия,
предъявляющие повышенные требования к психике человека и связанные с
неопределенностью исхода ситуации; утомление; беспокойство по поводу здоровья;
нарушения психики; влияние фармакологических средств и других препаратов,
которые могут оказывать воздействие на психическое состояние.
В ряде работ описывается немотивированная тревожность, характеризующаяся
беспричинными или плохо объяснимыми ожиданиями неприятностей, предчувствием
беды, возможных утрат. Психика таких людей постоянно находится в состоянии
напряжения, а поведение может обуславливаться дисфункциональным эмоциональным
стереотипом, мало поддающимся контролю со стороны сознания, что в общих чертах
сближает состояние тревоги и аффекта. В последнее время в экспериментальных
исследованиях все чаще делается акцент не столько на отдельной черте или
диспозиции, сколько на особенностях ситуации и взаимодействии личности с
ситуацией. В частности, выделяют либо общую неспецифическую личностную
тревожность, либо специфическую, характерную для определенного класса ситуаций.
Причем в первом случае предполагается, что личностная тревожность имеет
хронический, не связанный с особенностями ситуации характер.
Некоторые авторы считают, что немотивированная тревожность может быть
признаком психического расстройства. Так, по мнению В. М. Астапова, она имеет
непосредственное отношение к патопсихологическим нарушениям, при которых наблюдаются
постоянный поиск источника опасности и нахождение угрозы в других людях (бред
ущерба), в собственном теле (ипохондрия), в собственных действиях
(психастения). Это – наиболее яркие примеры неадекватной фиксации на мотиве
поиска источника тревоги, обуславливающего неэффективность поведения.
Активность, проявляющаяся в поиске угрожающего объекта, есть путь уменьшения
тревоги – условного преодоления опасности. К. Гольдштейн отмечает, что «свобода
здорового индивида означает фактически то, что он может выбрать между
альтернативами, добиться новых возможностей для преодоления трудностей в
окружающей среде». Значение антиципации неприятности, угрозы хорошо
иллюстрируется на примере мнительных людей. Эти люди часто остро и обычно
неадекватно объективному положению беспокоятся о своем здоровье, постоянно
переживают тревогу, преувеличивая возможность заболеть или серьезность
имеющегося у них заболевания. Иногда состояние тревоги вызывается антиципацией
воображаемой неприятности или угрозы. Мнительность появляется не только в связи
с возможностью заболеть, но и в связи с возможностью какой-либо другой, часто
воображаемой неприятности.
Термин «личностная тревожность» используется для обозначения относительно
устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать состояние
тревоги. В данном случае тревожность означает свойство личности. Уровень
личностной тревожности определяется исходя из того, как часто и как интенсивно
у индивида возникает состояние тревоги. Тревожность как свойство личности, вслед
за Ж. Тейлор, традиционно определяют в виде тенденции переживания нейтральной
ситуации как угрожающей и соответствующей этому поведенческой тенденции
избегания воображаемой угрозы. Тревожность рассматривается в качестве
устойчивой характеристики личности, как ее свойство, которое отражает
потенциальную предрасположенность расценивать различные ситуации как содержащие
в себе угрозу.
По мнению Б. Г. Ананьева, разнообразие теоретических подходов и
терминологическая неоднородность в использовании понятий не исключают
возможность разработки единой концептуальной системы анализа различных аспектов
проявления тревоги на основе ее функционального назначения. Многими авторами
указываются следующие функции тревоги: функция поиска и обнаружения источников
угрозы, функция оценки сложившейся ситуации, управляющая, регулирующая и
антиципирующая функции.
Функциональный аспект исследования личностной тревожности предполагает
рассмотрение ее как системного свойства, которое проявляется на всех уровнях
активности человека. Так, в ряде работ раскрывается роль данного свойства в
социальной сфере, где тревожность оказывает влияние на эффективность в общении,
на социально-психологические показатели эффективности деятельности
руководителей, на взаимоотношения с руководителем, на взаимоотношения с
товарищами, порождая конфликты.
В психологической сфере тревожность проявляется в изменении уровня
притязаний личности, в снижении самооценки, решительности, уверенности в себе.
Личностная тревожность влияет на мотивацию. Кроме того, отмечается обратная
связь тревожности с такими особенностями личности, как: социальная активность,
принципиальность, добросовестность, стремление к лидерству, решительность,
независимость, эмоциональная устойчивость, уверенность, работоспособность,
степень невротизма и интровертированности.
Тревожность проявляется и в психофизиологической сфере. В ряде работ
раскрывается связь тревожности с особенностями нервной системы, с энергетикой
организма, активностью биологически активных точек кожи, развитием психовегетативных
заболеваний.
Исторический аспект анализа тревожности позволяет рассмотреть причины
данного свойства личности, которые также могут лежать на социальном,
психологическом и психофизиологическом уровнях.
Так, в некоторых работах в качестве причины тревожности рассматриваются социальные
проблемы личности, связанные с нарушениями в общении.
Причиной тревожности на психологическом уровне может быть
неадекватное восприятие субъектом самого себя. Так, в исследовании В. А. Пинчук
показано, что тревожность обусловлена конфликтным строением самооценки, когда
одновременно актуализируются две противоположные тенденции – потребность
оценить себя высоко, с одной стороны, и чувство неуверенности – с другой. То,
что эффект неадекватности, являясь выражением конфликтного строения самооценки,
провоцирует развитие неадекватной тревожности, отмечается и другими авторами.
На психофизиологическом уровне причины тревожности связывают с
особенностями строения и функционирования центральной нервной системы (ЦНС).
Существует точка зрения на детерминацию тревожности врожденными
психодинамическими особенностями, особенностями конституции, рассогласованием в
деятельности отделов ЦНС, слабостью или неуравновешенностью нервных процессов,
различными заболеваниями, например гипертонией, наличием очага патологии в коре
головного мозга. По мнению ряда авторов, психофизиологическая основа
тревожности состоит в расстройстве гомеостатических механизмов ретикулярной
формации, которое выражается в нарушении координации и активности ее тормозных
влияний.
Личностная тревожность не обязательно проявляется непосредственно в
поведении, она имеет выражение субъективного неблагополучия личности,
создающего специфический фон ее жизнедеятельности, угнетающий психику. Анализ
публикаций позволил нам выявить основные негативные стороны высокого уровня
личностной тревожности:
- Личность с высоким уровнем тревожности склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности. А. М. Прихожан считает, что тревожность «как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальных при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному типу при постоянной тревожности».
- Высокий уровень тревожности создает угрозу психическому здоровью личности и способствует развитию предневротических состояний. Исследованиями доказано, что студенты с высоким уровнем тревожности представляют собой потенциально невротическую группу в состоянии предболезни и нуждаются в специальном контроле со стороны профилактической службы.
- Высокий уровень тревожности отрицательно влияет на результат деятельности. Отмечается корреляция тревожности со свойствами личности, от которых зависит учебная успеваемость.
- Тревожность в числе некоторых индивидуально-психологических особенностей личности оказывает существенное влияние на профессиональную направленность. Так, показано, что учащиеся, характеризующиеся высоким уровнем тревожности, избегают ориентации на профессии, связанные с техникой и знаковыми системами, предпочитая профессии типа «человек – природа», «человек – художественный образ».
- Тревожность по-разному сказывается на устойчивости поведения и проявлении навыков его самоконтроля. Если при низком уровне тревожности отмечается сохранение испытуемыми уверенности в своих силах, отсутствие нервозности, а в случае ошибок в деятельности – адекватное отношение и стремление исправить их, то испытуемые с высоким уровнем тревожности проявляли раздражительность, нетерпеливость, вступали в полемику с экспериментатором или, признавая свой неуспех, стремились объяснить его внешними причинами.
Помимо отрицательного влияния на здоровье, поведение и продуктивность
деятельности, высокий уровень тревожности неблагоприятно сказывается и на
качестве социального функционирования личности. Так, тревожность
рассматривается как источник агрессивного поведения. Это отмечается в анализе
поведения как детей, так и взрослых. Кроме того, исследования ряда авторов
показали, что тревожность ведет к отсутствию у человека уверенности в своих
возможностях в общении, связана с отрицательным социальным статусом, формирует
конфликтные отношения.
Как видим, решение проблемы тревожности относится к числу острых и
актуальных задач психологии и ставит исследователей перед необходимостью как
можно более ранней диагностики уровня тревожности. В настоящее время существуют
исследования, показывающие, что тревога, зарождаясь у ребенка уже в 7-месячном
возрасте, при неблагоприятном стечении обстоятельств в старшем дошкольном
возрасте становится тревожностью – то есть устойчивым свойством личности.
Изучение, а также своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности у
детей поможет избежать ряд трудностей, указанных выше.
Комментариев нет:
Отправить комментарий