Современные выпускники высших учебных заведений уже не смотрят на мир через розовые очки и напрочь лишены иллюзий по поводу того, что с дипломом об образовании им открыты все горизонты успешной профессиональной деятельности и обязательно по своей специальности. Реальность процесса трудоустройства выпускников сурова: мало того, что молодому специалисту устроиться без опыта работы куда-либо практически невозможно, так еще и возможность работать по своей специальности нечасто предоставляется. Впрочем, многие, кто получил не особо престижную специальность даже не торопятся найти себе рабочее место в соответствии со своим профилем.
По мнению аналитиков, причиной работы не по специальности является то, что в институте дают, в основном, фундаментальные знания, в отличие от практических навыков. Кроме того, следует учитывать, что рынок труда сам по себе динамичен и далеко не всегда удается угадать, какая профессия к моменту получения диплома будет востребована. Поэтому выпускники вузов идут работать туда, где есть шанс хорошо заработать и сделать карьеру. А проблема получения необходимых знаний и навыков для работы в совершенно иной сфере решается с помощью прохождения курсов переквалификации и обучении на предполагаемом месте работы.
А может дело еще и в системе образования? В ее продуктивности?
Данная проблема, безусловно, носит общегосударственный характер. «Трудоустройство выпускников вузов — один из важнейших факторов оценки эффективности системы образования, — считает социолог Самсон Балановский. — Когда государство сначала вкладывает средства в подготовку специалистов, а потом вынуждено тратить деньги еще и на их переобучение и содержание как безработных, ни о какой эффективности не может быть и речи».
Для того чтобы по специальности трудилась основная масса выпускников, необходим не только постоянный мониторинг кадрового рынка, контроль деятельности вузов, но и работа с самими людьми. А пока слова о бесцельно потраченном времени в колледже, к сожалению, относятся едва ли не к большинству населения, вынужденному работать не по профилю.
Тем, кто учится на старших курсах вузов можно посоветовать уже сейчас заняться поисками рабочего места, т.к. в данное время при устройстве на работу опыт в трудовой книжке чаще всего обязателен. Кроме того, проходя профессиональную практику необходимо присматриваться к потенциальным должностям и заводить полезные знакомства. А еще лучше при поступлении в вуз – интересоваться прогнозами экспертов по поводу популярности и востребованности профессий и идти учиться туда, где не только интересно, а еще и существуют возможности дальнейшего удачного трудоустройства. Хотя, какие – либо советы бесполезны, если человек не развивает в себе активную жизненную позицию и не умеет себя удачно преподнести на собеседовании. Этому искусству тоже нужно учиться. Именно это мы попытались сделать в небольшом курсе тренингов по трудоустройству и построению карьеры.
Таким образом, современный рынок труда нуждается в активных энтузиастах, профессионалах-универсалах и людях с креативным типом мышления, а нам только и остается, что соответствовать этой тенденции, заниматься самообразованием, ходить на тренинги «Как стать успешным» и повышать свою квалификацию, а то и вовсе кардинально менять направление своей трудовой деятельности. Но таковы жизненные реалии и за место под солнцем нужно бороться, доказывая свою профессиональную многогранность и преимущество.
Комментариев нет:
Отправить комментарий