понедельник, 5 сентября 2016 г.

Адаптация - дело серьезное!



Адаптационная программа для детей подросткового возраста к новым условиям обучения
Проблему адаптации детей к школе в разные возрастные периоды можно рассматривать с разных точек зрения, одну, из которых хотелось представить сейчас. Хотелось бы остановиться на одном достаточно сложном аспекте данной проблемы: это адаптация ребенка 15 лет к новым условиям, к новой обстановке, к новым учителям, к новому коллективу детей. Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и прочее. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности.
Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, резко начинает отставать в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. В таком случае этого даже не стоит говорить об адекватном восприятии школьной жизни, развитии отношений с одноклассниками и учителями. Все это осложняет и сам учебный процесс, ведь продуктивная работа на уроке становится проблематичной.
Не менее важным оказывается процесс адаптации и для учителей, которые, не зная своих детей, не могут успешно привлечь своих детей к самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать обучение, необходимо корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных ребят.
Независимо от того, как начинается учебный год в школе (пришли ли новые дети, пришли ли дети с летнего отдыха, вообще занимаются ли в учреждении адаптации или нет) процесс адаптации, так или иначе, идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка на него и насколько этот процесс будет эффективным. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации в школе наиболее интенсивным.
Для каждой возрастной группы существуют свои цели и задачи на адаптационный период, именно для детей 13- 15 лет их сформулировать оказалось сложно, так как в литературе рассматриваются такие возрастные группы, как первый класс, переход из начальной школы в среднее звено, одиннадцатый класс, но все же:
  • принятия правил поведения и режима новой школы;
  • принятие новичков в коллектив;
  • поиск личностного смысла и мотивации учения;
  • узнавание специфики мира юноши и девушки;
  • организация процесса самопознания и доброжелательной конструктивной обратной связи.
Как показал анализ, чтобы адаптационный период был эффективным, необходимы следующие этапы его организации:
  • разработка психологами варианта программы для работы в классе;
  • осознание классным руководителем идеи адаптационного периода и принятие необходимости;
  • создание классным руководителем программы адаптационного периода с учетом специфики класса и собственных возможностей на основе программы психолога;
  • обеспечение директором и его заместителями организационных условий для проведения адаптационного периода (создание приказа по школе, изменения расписания, предоставление кабинетов и т.д.)
  • привлечение к работе специалистов (учителей физкультуры, искусств) для проведения итоговых творческих мероприятий;
  • обобщение материала индивидуальных работ детей и представление их классу и родителям;
  • проведение родительских собраний для выяснения ожидания родителей в связи с обучением их ребенка в школе и ознакомление с итогами и материалами адаптационного периода;
  • проведение итоговых психолого-педагогических совещаний для обмена впечатлениями между учителями об особенностях своих классов и отдельных детей с целью осмысления результатов адаптационного периода.
В адаптационный период очень важна согласованность целей и действий всех работающих звеньев. Так, если задачей психологической службы является совместно с классным руководителем разработка содержания адаптационного процесса, то целью работы административной команды должно быть обеспечение организационных сторон, то есть создание условий для целенаправленного и эффективного проведения такого периода.
Итак, рассмотрим сначала управленческий аспект проблемы.
ДИРЕКТОР  – издает приказ о проведении адаптационного периода;
  • своевременно назначает классных руководителей;
  • контролирует выполнение приказа;
  • составляет итоговую справку о результатах периода.
ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ - обеспечивает специальное расписание, которое позволяло бы классным руководителям как можно чаще общаться с учащимися на протяжении учебного дня;
  • обеспечивает наличие кабинетов на весь учебный день.
ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ - координирует действия учителей физкультуры, изо, руководителей кружков;
  • курирует работу начинающих классных руководителей;
  • организует итоговые мероприятия;
  • организует итоговую выставку материалов.
Условно адаптационный период можно разделить на три этапа:
1.     подготовительный, (май, июнь, август), когда происходит и своевременное назначение классных руководителей, и проведение семинаров, продумывание открытых мероприятий, итоговых выступлений кружков, проведение экскурсий по школе.
2.     собственно адаптационный период (сентябрь-октябрь)
3.     постадаптационный период (октябрь-ноябрь), когда происходит анализ результатов адаптационного периода, это и обсуждение, и оформление выставок, работ, стендов, а также аналитико-проектирование, где администрация определяет пути решения проблем и вопросов, возникших в процессе работы.
В результате построенного таким образом адаптационного периода педагоги достигают: снижение собственной тревожности, понимание тех трудностей, с которыми сталкиваются ребята при поступлении в школу, утверждение доброжелательной атмосферы в классных коллективах, при которой комфортно чувствует себя и ученик и педагог.
Важным этапом является подготовка и проведение родительского собрания (должно проводиться в конце сентября).
Психолог помогает классным руководителям: настроиться на идею сотрудничества, определить стратегию работы с родителями в течение года, предлагает различные формы взаимодействия.
На собрании можно решить следующие задачи:
  • снятие напряженности родителей, вызванных опасением новой школы;
  • поделиться впечатлениями о классе, об его особенностях, трудностях;
  • определение трудностей родителей в общении с ребенком;
  • договориться о способах взаимодействия учителей с родителями в течение года.
В конце собрания педагог рассказывает о системе просвещения родителей в школе, о специалистах школы, о ее режиме и правилах поведения.
Вообще родительские собрания – это отдельная тема. Здесь можно использовать различные формы взаимодействия: лекции, проблемные дискуссии, игры, проведение анкет и вопросников, где можно выявить и родительские установки, и систему отношений в семье, и стиль родительского воспитания.
По статистике, выявлены следующие темы, которые интересуют родителей подростков: Как наладить общение со своим ребенком? Как отвечать на грубость подростка? Что делать если подросток попал в дурную компанию? Как заинтересовать ребенка учебой? Как определить специальные способности ребенка и помочь ему в их развитии? Именно на основе этих вопросов и можно строить родительские собрания.
Итак, сам адаптационный процесс.
Предлагаю программу адаптационного периода, рассчитанную на три дня, которую можно проводить каждый день или через день, можно также раз в неделю, но при этом необходимо будет перед занятием анализировать те состояние, которые испытывал каждый ребенок на протяжении всей недели, что в его школьной жизни было хорошего или плохого. В ней используются и групповые методы работы, и дискуссии, и самоисследование, и различные игры и упражнения.
ПРОГРАММА АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 15-16 ЛЕТ
1 день
Задачи:
  • создание доброжелательной атмосферы;
  • знакомство класса;
  • выяснение ожиданий учеников.
Процедура знакомства: ведущий предлагает учащимся сесть в круг и по очереди назвать свое имя. Направление по часовой стрелке или против. Если в начале процедуры знакомства никто не вызвался сам, то его назначает учитель: просит начать сидящего справа или слева от себя. После того, как все представились, можно предложить следующее упражнение, начинающий называет свое имя и прилагательное, которое характеризует его (напр. Люба - ласковая, Дмитрий - добродушный), причем это прилагательное должно начинаться на ту же букву, на которую начинается имя ученика". Сидящий рядом повторяет его имя с прилагательным, а затем называет свое. При этом нужно следить за тем, чтобы прилагательные, подбираемые к своим именам учениками, не совпадали, т.е. они должны быть разными. Упражнение помогает ребятам быстрее запомнить имена одноклассников.
Упражнение 2. Участники сидят кругом.
"Сейчас мы поиграем в игру, которая называется "Японская машинка". Эта машинка сделана для того, чтобы помочь людям запоминать имена. Теперь давайте запомним ритм, который на протяжении всей игры мы будем выдерживать. Учитель демонстрирует ритм: два хлопка в ладоши, два притопа ногами. Задавать этот ритм буду я. Тот из вас, кто первым получит машинку, тот первым начинает игру: он хлопнет два раза в ладоши и назовет свое имя, а потом, притопнув два раза ногами, - имя того, кому он хочет передать машинку. Тот, чье имя будет названо, в свою очередь, хлопая два раза в ладоши, назовет себя, а потом, топнув два раза ногами, назовет имя другого игрока. При этом нельзя выбиваться из ритма и нельзя называть имя того, кто только что передал машинку. Будьте очень внимательны, т.к. те, кто "сломает" машинку, должны будут ее починить, - проделать задание заново. В процессе упражнения учитель может усиливать темп его исполнения. Упражнение способствует эмоциональной разрядке, создает хороший фон для продолжения работы.
Упражнение 3.
Участники садятся по кругу, учитель стоит в центре круга.
"Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: "Пересядьте все те, у кого есть сестры", - и все, у кого есть сестры, должны пересесть, поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется без места продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге".
Задание 4:
На листе бумаги нарисуйте 5-6 или более геометрических фигур. Затем нужно выполнить следующее:
1. Внутри каждой фигуры впишите продолжение следующей мысли: "Я хочу, чтобы период моего обучения в школе..." Ответов много - начало предложения одно.
2. Теперь, пожалуйста, пронумеруйте по значимости для вас свои ответы. Цифрой 1 обозначьте самый важный для вас, а менее важные цифрами 2,3,4 и т.д.
3. По контуру каждой фигуры добавьте свои пояснения: "Это возможно, если..."
4. Ярче выделите те фигуры, где всё зависит лично от вас.
5. От каждой фигуры проведите стрелки с ответами на вопрос: "Кто или что мне может в этом помочь".
Результаты, полученные после выполнения, данного упражнения учащимися позволяют выяснить их ожидания, настроения.
2 ДЕНЬ.
Задачи:
  • организация опыта взаимодействия класса,
  • прояснение смысла позиции "ученик",
  • сплочение коллектива класса,
  • полоролевое взаимодействие.
День начинается с того, что вывешивается полученная "картинка" вчерашней работы с детьми и проводится ознакомление с ней ребят. В соответствии с тем, что написали ребята в самоисследовании, их ответы можно сгруппировать определенным образом: например, ожидания, связанные с организацией учебного процесса, с атмосферой в классе, ее взаимоотношениями между учеником и учителем. Обсуждение.
Упражнение 1. Ребята садятся по кругу.
Упражнение, которое мы сейчас с вами выполним, будет заключаться в следующем: мы просто будем бросать друг другу мячик и называть имя того, кому бросаем - тем самым мы освежим свою память и вспомним, как зовут одноклассников".
Упражнение 2. Участники сидят по кругу.
"Сейчас я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка со словом "слон", знайте, что у кого-то есть карточка, на которой тоже написано "слон". Учитель раздает карточки. Если в классе нечетное количество ребят, учитель тоже принимает участие в упражнении.
"Прочитайте, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы эту надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого найти пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки "вашего животного". Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.
Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у вас получилось.
После того, как все участники группы нашли свою пару, учитель спрашивает у каждой пары по очереди: "Кто вы?"
Упражнение 3. Участники стоят по кругу.
"Представьте себе, что все мы - атомы. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным. Оно будет определяться тем, какое число назову я. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по классу, и время от времени я буду говорить какое-либо число, например, 3. И тогда атомы должны будут объединиться в молекулы по 3, т.е. взяться за руки нужно будет троим".
Упражнение 4.
Участники садятся по кругу.
"Сейчас я раздам вам карточки с названиями цветов, которые повторяются дважды, т.е.
если вам, например, досталась карточка со словом "красный", то вы знаете, что ещё у кого-то есть такая же карточка. Я буду перечислять названия овощей и фруктов, и каждый раз должны будут вставать те цвета, которые соответствуют названным. Иногда я буду произносить названия предметов, которые не являются овощем или фруктом. В этом случае все остаются сидеть. По ходу упражнения внимательно следите за действиями других участников. Постарайтесь понять, у кого какой цвет".
В конце упражнения учитель предлагает объединиться в пары тем, кому достались одинаковые цвета. Объединение в пары происходит молча. После того, как пары образованы, каждая пара по очереди говорит, какой у неё цвет.
Упражнение 5.
Участники сидят по кругу. У учителя в руках мяч. "Заканчивая работу, выскажем друг другу пожелания на завтрашний день. Оно должно быть коротким. Вы бросаете мяч тому, кому хотите пожелать, и одновременно говорите это пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему, высказывая ему пожелание на завтрашний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить".
3 ДЕНЬ
Задачи:
  • организация опыта взаимодействия всего класса;
  • осознание появления нового сообщества “класс”.
Упражнение 1.
Участники садятся по кругу. Учитель выходит из круга и дает инструкцию. "У вас 1,5 минуты, в ходе которых надо внимательно посмотреть друг на друга". (За временем следит учитель).
Через 1,5 минуты учитель просит всех повернуться спиной в круг, подходит к одному из участников и говорит, обращаясь к нему, например: "Владимир, я иду по кругу и прохожу одного, второго, третьего, останавливаюсь у четвертого человека, кто это?" Владимир отвечает (если ответ неправильный, надо ему об этом сказать и дать возможность ответить еще и ещё раз, пока не будет получен правильный ответ). После этого учитель предлагает Владимиру ответить на ряд вопросов, относящихся к внешнему облику названного человека. Далее дается аналогичное задание ещё 2-3 человекам.
Упражнение 2.
Участники сидят по кругу.
"Давайте все вместе нарисуем картину. Я возьму холст и нарисую на нем что-то, потом передам его Тане (участница, сидящая слева от педагога). Она нарисует на нем то, что ей захочется, и скажет нам, что она нарисовала, затем передаст картину дальше". После того, как педагог убедится, что все участники поняли, как они будут рисовать картину, он "берёт" воображаемый холст в рамке и говорит: "Я беру холст и рисую на нем линию горизонта", и передает его участнику, сидящему слева, который, принимая "холст", говорит: "Я вижу нарисованную линию горизонта, а я нарисую...". Следующий: участник берет картину и говорит:: "Я вижу линию горизонта, нарисованную ведущим, вижу ..., нарисованное Таней, а я нарисую ..." и так далее, пока круг не завершится. Картина возвращается к учителю, который берет её и говорит: "И вот теперь я держу в руках картину и вижу на ней линию горизонта, которую нарисовала я". Дальше учитель проговаривает все то, что "нарисовал каждый ученик, называя его имя и обращаясь к нему в тот момент.
Далее ребятам можно предложить порисовать: выполнить следующие задания:
  • создать эмблему своего класса;
  • изобразить герб школы.
Закончить адаптационный период можно проведением социометрического исследования.


Комментариев нет:

Отправить комментарий