воскресенье, 26 февраля 2012 г.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВНИМАНИЕМ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ПРИ РАБОТЕ С АУДИОВИЗУАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ




Эффекты использования ТСО в учебном заведении.
Аудиовизуальные средства усиливают восприятие учащимися учебной информации, что в значительной мере определяет качество понимания и усвоения учебного материала. Использование в процессе обучения аудиовизуальных технических средств дает ряд преимуществ в психологическом плане:

  • Более полное использование слухового и особенно зрительного канала получения учебной информации. Разнообразные и содержательные образы включаются в суждения и умозаключения, повышают привлекательность и усиливают интерес к изучаемому материалу.
  • Качественное использование наглядности оказывает влияние на формирование и усвоение понятий, доказательность и обоснованность суждений и умозаключений, установление причинно-следственных связей и т.д.
  • Интенсификация процесса запоминания как логического завершения процесса усвоения: ТСО способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал.
  • ТСО позволяют давать информацию в нужных последовательности, пропорциях и темпе.
  • ТСО помогают развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, так как можно в различных формах наглядности дать разные ракурсы изучаемых объектов, довести до логического конца неправильные рассуждения учащегося, что является чрезвычайно убедительным, но не всегда достигается словом преподавателя.
  • ТСО обладают широкими возможностями развития творческих способностей, эстетических интересов учащихся и усвоения ими знаний на высоком уровне осмысления и интерпретации.
  • ТСО позволяют создать вариативность изложения учебного материала для различных групп, решить многочисленные задачи организации индивидуализированного учебного процесса в условиях коллективного обучения.
  • Демонстрация с помощью ТСО учебного материала требует пристального внимания (сосредоточенности) учащихся, когда перед ними предварительно поставлены четкие цели в виде вопросов, на которые нужно будет ответить после просмотра или прослушивания.
Все перечисленные возможности ТСО могут быть реализованы только при соблюдении психологических и методических условий их применения. Место технических средств на занятиях, продолжительность их использования во многом определяются индивидуальными особенностями учащихся, стилями их учебной деятельности. Важно учитывать, что ТСО надо применять лишь тогда, когда это методически оправданно; что их применение требует от преподавателя дополнительного времени и усилий, часто и специальных знаний. Чрезмерное насыщение ими занятий в ущерб проработке основных идей изучаемой темы, их осмыслению, упражнениям, самостоятельным работам и т.п. приводит к нежелательным результатам. Для правильного использования ТСО необходимо установить взаимосвязь с другими средствами обучения, найти возможность логического перехода от одного средства обучения к другому, ввести в занятие именно те средства, которые максимально соответствуют учебным целям и задачам.


Типичными педагогическими ошибками, снижающими эффективность применения ТСО, являются следующие:
  • недостаточная методическая подготовленность преподавателя;
  • неправильное определение дидактической роли и места аудиовизуальных пособий на занятиях, несоответствие выразительных возможностей аудиовизуальных средств их дидактической значимости;
  • бесплановость, случайность их применения;
  • перегруженность занятий демонстрацией (прослушиванием), превращение его в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.
Применение ТСО создает повышенную нагрузку на центральную нервную систему, особенно на зрительный и слуховой анализаторы. Частое переключение достаточно сложно, а длительное использование одного ТСО сильно утомляет учащихся. Необходимо учитывать, что утомление, каков бы ни был его источник, приводит к падению всех показателей внимания. В связи с этим использование ТСО должно подчиняться специальным гигиеническим нормам, созданным на основе психофизиологических исследований:
  • ТСО желательно применять через 5-10 мин после начала работы.
  • При использовании ТСО однообразная структура занятия, несмотря на интересную передачу, ведет к быстро развивающемуся утомлению, так как трудно в продолжении всего занятия заниматься одним и тем же видом деятельности: только смотреть или только слушать. Необходимо учитывать также относительно (по сравнению с занятиями без применения аудиовизуальных средств) больший объем информации и ее эмоциональную окрашенность, что увеличивает напряжение, ускоряет темп работы (учащиеся практически не отвлекаются), в результате чего возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы. Поэтому необходимо не злоупотреблять использованием ТСО, чередовать различные методы и приемы работы.

  • В течение недели количество занятий с применением ТСО для старших подростков не должно превышать 4-6. Обязательным минимумом в течение учебного года для всех учащихся можно считать 136 ч, а максимумом (для специализированных помещений, оснащенных современной техникой) - 442 ч.
  • При использовании звуковых средств обучения длительность применения звукозаписи допустима в пределах 25-30 мин, если при этом используется музыка, то на 5 мин больше.. При использовании для подачи звукозаписи наушников необходимо оборудовать их индивидуальными регуляторами громкости, позволяющими устанавливать комфортный уровень громкости звуковых сигналов.
  • Видео-, кино-, телематериалы, экранные ТСО могут быть использованы полностью или фрагментарно, в зависимости от целей, которые преследует преподаватель. Существуют следующие нормы использования аудиовизуальных средств, учитывающие динамику работоспособности учащихся:
  • Продолжительность фильма на одном занятии не должна превышать 20-30 мин, длительность фрагментов - 4-6 мин, общее количество фрагментов на одном занятии - не более 5.
  • Если в работе используются диапозитивы, то в течение одного занятия их можно показать до 15 цветных или до 20 черно-белых, но (независимо от возраста ) лучше всего воспринимаются 5-10 кадров.
Количество кадров в учебном диафильме не должно превышать 25. Нельзя использовать два диафильма на одном занятии, но показ фрагментов из двух разных диафильмов вполне целесообразен.
При составлении расписания занятий необходимо предусмотреть, чтобы занятие с использованием экрана не шли один за другим или вслед за занятиями с применениями ТСО не ставились занятия по тем дисциплинам, которые связаны со значительным зрительным напряжением.
Специальные гигиенические исследования показали, что степень утомления учащихся определяется совокупностью и сочетанием объема, насыщенности, сложности, вида используемого ТСО, интенсивности и эмоциональности занятий. Для каждого предмета существуют свои оптимальные соотношения факторов утомительности.
Одним из важнейших преимуществ использования ТСО в учебном процессе являются их возможности в плане обеспечения наглядности и эмоциональности изучаемого материала, что в свою очередь можно рассматривать как дополнительные средства организации и управления вниманием учащихся. Однако желаемый эффект достигается только в том случае, когда ТСО используются в соответствии с закономерностями протекания познавательной деятельности учащихся определенного возраста и психологического статуса, характеристиками учебного материала и учебных задач.
Существует определенный уровень эмоционального напряжения, при котором деятельность эффективна. Доказано, что слабые и умеренные эмоции являются организующими, а сильные - дезорганизующими. Психоэмоциональное напряжение, кроме того, очень быстро истощает организм и приводит к быстрому падению работоспособности. Особый вопрос - индивидуальный “порог” эмоциогенности материала, который может быть очень разным, зависеть от особенностей как собственно эмоциональной, так и мотивационной сферы личности.
Сила эмоционального воздействия ТСО вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие. Однако, избыток эмоциональности затруднит усвоение и осмысление изучаемого материала. Цвет, умеренное музыкальное сопровождение, четкий и продуманный дикторский или преподавательский комментарий значимы при восприятии любых ТСО.
ТСО обладают широким диапазоном выразительности, художественных и технических возможностей, позволяют легко усилить впечатление от излагаемого материала, управлять вниманием, выделяя главное изображение средствами динамики и композиции кадра, монтажной сменой планов. Кроме того, из кадра убирают или ослабляют все отвлекающее от главного разными способами: соотношением главного объекта и окружающих фоновых объектов, различной интенсивностью окраски, выделением светом и т.п. Благодаря этим приемам достигается адекватное сочетание фигуры и фона, что способствует оптимальному распределению внимания учащихся.
При создании кинофильма, диафильма, телепередачи или компьютерной программы специалисты стремятся не только доходчиво, но и занимательно построить эпизод, придать неожиданность монтажу, композиции кадра, добиваются максимальной выразительности крупных планов, одновременного воздействия голоса диктора, слов действующих персонажей и музыки. Все это, взятое вместе, воздействует на зрителя, вызывает непроизвольное внимание и способствует непроизвольному запоминанию материала.
В отношении к проблеме управления вниманием вопрос применения фактора эмоциональности и наглядности превращается в проблему учета уровня эмоциональности учебных материалов и отдельных компонентов занятий. При этом необходимо учитывать, что непроизвольное и произвольное внимание могут находиться в разных соотношениях в зависимости от данного фактора:
  • оптимальное соотношение обеспечивается таким уровнем эмоциональности материала, привлекающей непроизвольное внимание, который соответствует содержательному интересу, поддерживающему произвольное внимание;
  • конкуренция между непроизвольным вниманием, обеспечиваемым наглядными характеристиками материала, и произвольным, соответствующим учебным целям;
  • привлечение произвольного внимания к наглядным характеристикам материала вследствие большего их соответствия мотивационным особенностям старших подростков, чем внутреннее содержание, соответствующее учебной задаче.
Аудиовизуальные пособия применяют как зрительную опору для последующей самостоятельной работы учащихся, как вспомогательное средство при опросе, как материал для проверки знаний, для проведения письменных и устных сочинений. Их использование требует от преподавателя разработки особой стратегии, предполагающей его активное участие в процессе организации внимания и восприятия. На занятиях с использованием ТСО преподаватель:
  • выделяет основные демонстрируемые объекты и явления, раскрывает их сущность;
  • сосредотачивает внимание учащихся на содержании информации, получаемой посредством аудиовизуальных средств;
  • обращает внимание учащихся на какую-то сторону или деталь изучаемого объекта;
  • активизирует, стимулирует мыслительную деятельность учащихся;
  • создает проблемную ситуацию, включая обучаемого в активный познавательный поиск;
  • устанавливает связи между содержанием аудиовизуальных пособий и темой занятия;
  • подводит учащихся к выявлению сложных внутренних связей и закономерностей;
  • вызывает воспроизведение запечатленных ранее образов.
Кроме указанных действий преподавателя, в качестве управляющих воздействий в самих аудиовизуальных пособиях используются специальные указатели (знаки, символы) и приемы, позволяющие выделить, подчеркнуть, сравнить в определенные моменты нужные стороны изучаемого объекта. Преподаватель должен обратить на них внимание учащихся, обеспечить понимание функций и значения и адекватное использование таких указателей, специально проинструктировать учащихся об этом направлении работы с информацией, получаемой через ТСО.
Применение экранных средств на занятии подразумевает особую структуру занятия:
  1. Подготовка к просмотру.
  • Наиболее эффективная форма - беседа, в которой преподаватель специально разработанными вопросами помогает учащимся вспомнить все, что они уже знают по данной теме.
  • Вступительное слово по длительности не должно превышать нескольких минут.
  • Целесообразно поставить 2-3 узловых вопроса, на которые учащиеся должны будут самостоятельно ответить, просмотрев пособие.
  • Если используется достаточно продолжительный фильм, привлечь внимание к его содержанию можно, рассмотрев с учениками его план. Пункты плана ориентируют учащихся в процессе просмотра фильма, помогают им отличить основное от второстепенного, выделить существенное.
  1. После демонстрации преподаватель проводит беседу, в ходе которой:
  • выясняет, как усвоен материал, что было непонятно;
  • связывает новый экранный материал с ранее изученным;
  • уточняет и дополняет полученные представления, приводит их в систему, делает выводы, обобщения;
  • направляет мысль  на подтверждение теоретических положений занятия, на усвоение формулировок, правил, законов.
На этом этапе целесообразно использовать другие средства наглядности.
О глубине понимания и прочности запоминания познавательного материала судят по качеству рассказов учащихся, которые должны соответствовать следующим требованиям:
  • воспроизвести верно и в логической последовательности основные моменты материала;
  • правильно (в соответствии с заданными в материале) выявить причинные связи между предметами и явлениями;
  • не ограничиваться изложением текста и дополнениями преподавателя, в своем комментарии расширить и углубить их.
По соответствию ответов учащихся этим параметрам преподаватель может оценить эффективность применения ТСО в данном случае.
При организации беседы важно учитывать, что после демонстрации видеоматериалов подростки еще некоторое время находятся под впечатлением от увиденного и не могут сразу переключиться на другой вид деятельности.
Иногда бывает целесообразно использовать повторный просмотр материала на этом же занятии или на следующем. При вторичном показе учащиеся с помощью преподавателя замечают подробности, пропущенные при первом просмотре; его можно использовать в целях обобщения и самоконтроля учащихся.
Психологические и психофизиологические эффекты применения компьютера как ТСО
В отношении к проблеме развития внимания старших подростков компьютер по сравнению с другими ТСО имеет дополнительные преимущества
  1. в плане интенсификации познавательной деятельности и развития познавательных интересов (возможность формулировать свои вопросы, запрашивать у компьютера помощь, определять оптимальный для себя темп изучения материала и возвращаться к пройденному столько раз и в таком объеме, в каком необходимо; конкретизация абстракций в виде наглядных образов: схем, моделей, рисунков делает их усвоение более эффективным; использование в обучающих программах заданий, направленных на поиск и исправление ошибок и неисправностей в предложенных решениях или моделях и т.п.);
  2. в плане развития произвольности поведения (наличие обратной связи дает возможность осознавать, оценивать и корректировать свою деятельность, а также оперативно получать информацию об эффективности своих воздействий на виртуальный объект; индивидуальный режим работы способствует развитию самостоятельности, приучает к точности, аккуратности, последовательности действий, умению планировать свою деятельность, принимать решения работать независимо от других, самостоятельно определять темп работы, самому отбирать то, что представляет интерес, что кажется полезным для реализации личных целей и т.п.).
Кроме того, заниматься компьютером житейски полезно, социально престижно и перспективно с точки зрения профессиональных планов старших подростков. Благодаря всему этому при использовании компьютера могут быть реализованы многие принципы организации эффективного внимания в учебном процессе, перечисленные выше.
Однако у тотального использования компьютера в качестве ТСО есть и теневые стороны, связанные с особыми свойствами этого вида оборудования.
Как показали исследования, проводившиеся специалистами Научно-исследовательского института гигиены детей и подростков, при работе с компьютером комплексный показатель работоспособности старших подростков снижается в среднем в 3 раза, в то время как на обычных занятиях - только на 8%. У учащихся  существенные изменения состояния наблюдались на занятиях с использованием компьютера уже после 20-25 мин, особенно выраженными и трудно компенсируемыми они становились после 45 мин работы с компьютером. Среди частных характеристик отмечаются:
  • увеличение латентного периода зрительно-моторной реакции;
  • увеличение почти в 3 раза количества ошибок в реакциях на зрительные стимулы;
  • частое и охотное переключение на другие виды деятельности (своеобразная саморегуляция организма при утомлении);
  • нарастание двигательного беспокойства;
  • нарушение рабочей позы;
  • снижение плотности (эффективности) занятий.
В долговременном аспекте отмечены такие негативные последствия, как развитие приобретенной дальнозоркости адаптационного происхождения, возникновение неврологических симптомов (головные боли, общее утомление).
Связано это со следующими факторами:
  1. Дополнительные по сравнению с немашинными занятиями нагрузки на интеллектуальную сферу: высокая плотность потока информации, требующая большей работоспособности, интенсификация и формализация интеллектуальной деятельности.
  2. Специфические условия работы с компьютером: ухудшение качества воздушной среды, излучение дисплеев, шум, гиподинамия, вынужденная рабочая поза.
  3. Особенно сильно перегружается зрительная система учащихся, условиями работы которой при взаимодействии с компьютерами являются:
  • частое переключение внимания с клавиатуры на экран;
  • необходимость постоянного анализа и корректировки полученных на экране результатов;
  • необычный (в силу свечения экрана) контраст между фоном и символами на экране;
  • расстояние между глазами и экраном и направление взгляда не могут быть по желанию изменены, часто значительно отличаются от привычных условий чтения печатного текста;
  • фокусировка горизонтального взгляда труднее, чем взгляда, направленного вниз (характерного для работы с печатными материалами);
  • фиксация символов на экране выполняется в плоскости, отличной от плоскости экрана (что создает противоречия характеристик виртуального образа его реально воспринимаемым параметрам).
Для создания более адекватного режима учебной работы подростков с компьютером специалисты-психофизиологи рекомендуют придерживаться следующих правил:
  • Дисплеи должны отвечать гигиеническим нормам по таким характеристикам, как уровень освещенности экрана; яркостные и контрастные характеристики изображений; четкость и стабильность изображений; размер знаков; частота и глубина пульсации яркости.
  • При полуторачасовых занятиях длительность работы с компьютером на первом заняти не должна превышать 25 мин, на втором - 15 мин.
  • В любом случае длительность непрерывной работы с компьютером ограничивается 20-25 мин.
  • Необходимо предоставить каждому студенту возможность следовать собственному ритму работы и микропауз.
  • Необходимо исключить ситуации поиска данных на перегруженном дисплее.
  • Необходимо исключить возможность колористической перенасыщенности и обеспечить колористическую бедность (нейтральность).
Специалисты отметили, что на развитие неблагоприятных эффектов использования компьютера  влияют высокая мотивация этого вида деятельности (у 33% высокомотивированных старших подростков отмечены симптомы выраженного утомления) и уровень знакомства с компьютером (у работающих с ним постоянно и хорошо знающих, динамика работоспособности на  занятиях отличается по всем параметрам в положительную сторону).
В других исследованиях было подтверждено, что взаимодействие учащихся с компьютерами влияет на их психофизиологическое состояние:
  • Увеличивается частота сокращений сердечной мышцы (более чем в два раза по сравнению с безмашинным обучением).
  • Постоянная статическая нагрузка при работе с дисплеями, неподвижность рабочей позы приводят к болям в мышцах рук, шеи, плеч и спины, нарушениям опорно-двигательного аппарата. Развивается умственное утомление, изменяется мозговое кровообращение.
  • Высокие умственные и психоэмоциональные перегрузки наблюдаются, по данным разных авторов, в 15-70% учащихся, работающих на компьютере, причем у интровертов напряженность больше по сравнению с экстравертами.
  • У учащихся с замедленным протеканием нервных процессов чаще возникает тревожно-напряженное состояние из-за недостатка отводимого на выполнение работы времени. Следовательно, необходима строгая временная дозировка работы с компьютером, чередование периодов работы с отдыхом, просмотром или прослушиванием блоков психологической разрядки, имеющихся в обучающих программах, а лучше прекращение работы с компьютером на определенное время и выполнение специальных упражнений для снятия утомления и напряжения.
Не всегда учащиеся положительно настроены на работу с компьютером, возможно проявление тревожного чувства, связанного со страхом не справиться со сложной техникой или желанием как можно быстрее освоить ее. Иногда потеря интереса к работе с компьютером может быть связана с преувеличением ожиданий, когда учащийся думает, что машина за него все решит и сделает. Эти установки ведут к резкому снижению общей работоспособности и показателей внимания старших подростков на занятиях с применением компьютера.

Комментариев нет:

Отправить комментарий