Составление характеристики личности на основе принципов теории отношений (краткий план).
I. Общая задача характеристики, которая должна быть осуществлена в ее
заключении:
а) установить основные особенности характеристики и личности X.;
б) объяснить их происхождения;
в) представить, как в человеке
сочетаются положительные и отрицательные черты, в частности, черты
коллективистической психологии
и черты индивидуалистической психологии;
г) наметить необходимый план мероприятий.
II. Материалы, на основе которых составлена характеристика. Данные
наблюдений, дневники, отзывы . Материалы специальных исследований. Продукты
деятельности X. Фото-фоно-кинодокументы.
III. Общие сведения о настоящем:
1) возраст;
2) общественное положение;
3) особенности условий жизни
(экономические, санитарно-гигиенические), ближайший круг общения;
взаимоотношения в ближайшем кругу; отдельные лица, коллективы и обстоятельства,
особенно влияющие на X.
IV. Сведения о прошлом:
1) основные особенности условий, в которых рос и воспитывался X.:
благоприятные в физическом или психическом смысле или неблагоприятные;
отношение: внимательное, чуткое, любовное, безразличное, жестокое; хорошие и
дурные примеры, заброшенность, безнадзорность;
2) особенности коллектива, членом которого являлся, с которым соприкасался и
под влиянием которых находился X. Взаимоотношения в коллективе и его роль в
жизни X.;
3) что особенно влияло на формирование X. (особенности условий, особые обстоятельства,
наиболее сильные и длительные переживания, взаимоотношения в коллективе и с
людьми, в семье; любовь, дружба, вражда, уважение, преданность и т.д.).
I. Схема характеристики.
1. Взаимоотношения с коллективом, его членами и отдельными людьми.
Общителен, дружелюбен (глубоко или поверхностно). Отзывчив или холоден.
Мотивы симпатии или антипатии. Утилитарное или принципиальное отношение к
людям. Откровенен, упрям, замкнут, скрытен, лицемерен.
Отношение к своему коллективу и в коллективе: организован, стремится к
господству, честолюбив, инициативен, самостоятелен, дисциплинирован,
несамостоятелен, является хорошим товарищем, дорожит коллективом.
Избирательно положительное или отрицательное отношение - к кому и по каким
мотивам (личным или принципиальным). Какое качество людей более всего нравится,
какие отталкиваются. Что более всего ценит в человеке. Есть ли образ - идеал
человека (свой, литературный, общественный, исторический).
Внешняя форма общественного поведения: вежлив, дисциплинирован, груб, развязен,
нахален.
2. Отношение к себе и самооценка.
Занят собой, эгоистичен, расчетлив, личным отношением подменяет
принципиальные или наоборот. Самоуверен, неуверен в себе. Обидчив,
претенциозен, самолюбив, тщеславен. Отношение к своим недостаткам.
3. Отношение к деятельности и к труду.
Чем больше всего занимается. Любовь и увлечение трудом.
Утилитарное отношение к труду, отношение к труду лишь как к необходимости.
Этическое отношение к труду. Выделяется ли учебными или трудовыми достижениями,
незаметен, отстает. Отношение к физическому, бытовому, умственному труду и
общественной деятельности. Для чего охотнее всего работает или работал бы.
Ведет ли общественную работу, какую, почему и как относится к ней.
4. Потребности (степень их выраженности и способ удовлетворения).
Идейные потребности: общественные, умственные и эстетические. Потребность в
труде. Потребность в общении. Потребность в развлечениях.
5. Интересы и наклонности.
Направление, выраженность, постоянство, глубина и широта интересов. Идейные
интересы. Материальные интересы.
6. Уровень развития сознания X.
Его мировоззрение и отношение к жизни. Общественное развитие, сознательность
и активность X. Характер и мотивы общественной деятельности.
Имеет ли и какие именно жизненные цели. Имеется ли мировоззрение
(убеждения). Каково оно. Стремится ли к выработке его.
В чем усматривает смысл и ценность жизни. Некоторые особенности
мировоззрения - реалист, романтик, оптимист, пессимист, доверчив или недоверчив
в отношении к людям.
7. Этические и эстетические качества.
Честен, правдив, высокое сознание долга и обязанностей, идейность,
скромность, склонен к моральным угрызениям, колебаниям. Реакция на общественно-этическое
воздействие, на критику, на взыскания и поощрения. Моральные дефекты X. Реакция
на красивое. Уровень развития эстетического вкуса. Критерий красоты и его роль
в жизни X. Безразличие к красоте.
Культура поведения, навыки: вежлив, груб; аккуратен, опрятен, нечистоплотен,
неаккуратен. Организован в поведении или нет.
II. Уровень психического развития.
1. Особенности речи и мышления.
Интеллектуальность, активность, подвижность, тонкость, правильность
эмоциональности мышления. Соотношения наглядно-чувственного и абстрактно-логического.
Богатство речи и мышления, выразительность речи.
2. Волевые качества.
Способен к усилию, владеет собой. Степень волевой выносливости, подвижности
и устойчивости. Направления, в которых четко проявляются волевые качества или
недостаток их.
3. Особенности свойств сенсорики, моторики, памяти, внимания, фантазии.
4. Специальные способности: технические, художественные, поэтические,
умственные, моторные и т.п.
III. Темперамент.
1. Сила, слабость, активность, пассивность, работоспособность, утомляемость,
уравновешенность или неуравновешенность (возбудим, уравновешен), подвижность
(моторная подвижность и общая подвижность психическая или медлительность).
Тип темперамента по Павлову. Проявление темперамента в отношениях и в
сложных процессах нервно-психической деятельности.
2. Эмоциональные особенности: степень выраженности, устойчивость,
неустойчивость эмоций. Какие эмоции преобладают. Колеблется ли настроение и
как. Что более вызывает радость, печаль, гнев, возмущение, обиду (насколько
сильны эмоции и определяют поведение или подчиняются).
IV. Структурно-психологические качества.
Уравновешенность, цельность; широта или узость диапазона реактивности.
Поверхностность, глубина реакций и переживаний; соотношение формы и содержания
поведения.
Заключение.
Основные положительные и отрицательные черты личности: их происхождение,
мероприятия и способы, необходимые для укрепления положительных черт и
устранения недостатков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий