Методические рекомендации
по профилактике
детских и подростковых суицидов
В стране частота суицидальных действий среди
молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте
14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают
суицидальные действия. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10%
суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное
поведение подростка – это привлечение к себе внимания.
Определение понятий
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).
Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей оказывается человек.
Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной
душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность
справиться со своими проблемами.
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли,
намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
Суицидальное поведение встречается как в норме (без
психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера – в
последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых
аффективных или патохарактерологических реакциях.
Суицидент – человек, совершивший попытку суицида, либо
демонстрирующий суицидальные наклонности.
Различают следующие типы суицидального поведения:
Демонстративное поведение
В основе этого типа суицидального поведения лежит
стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать как
ему трудно справляться в жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о
помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с
целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать
окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое
несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении способы
суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен,
отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.
Аффективное суицидальное поведение
Суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций относятся к
аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея
четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции - обида,
гнев, - затмевают собой реальное
восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия. При
аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения,
отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.
Истинное суицидальное поведение
Истинное суицидальное поведение характеризуется
продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального
действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют
записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми
и объясняют причины своих действий.
Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки
чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают
к повешению или к спрыгиванию с высоты.
Самоубийство - слишком противоестественный и кардинальный шаг, поэтому решение на его
совершение вызревает не мгновенно.
Ему, как правило, предшествует
более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска
выхода из создавшейся ситуации.
К «группе риска» по суициду относятся подростки:
- с нарушением
межличностных отношений, “одиночки”;
- злоупотребляющие
алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением,
включающим физическое насилие;
- с затяжным
депрессивным состоянием;
- сверхкритичные к
себе подростки;
- страдающие от
недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней;
- фрустрированные
несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
- страдающие от
болезней или покинутые окружением подростки;
- из
социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей;
- из семей, в
которых были случаи суицидов.
Признаки эмоциональных нарушений, лежащих в основе суицида
-
потеря
аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в
течение, по крайней мере, последних дней,
-
частые
жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную
усталость, частую сонливость),
-
необычно
пренебрежительное отношение к своему внешнему виду,
-
постоянное
чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти,
-
ощущение
скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы,
которая раньше приносила удовольствие,
-
уход
от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»,
-
нарушение
внимания со снижением качества выполняемой работы,
-
погруженность
в размышления о смерти,
-
отсутствие
планов на будущее,
-
внезапные
приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.
Суицидальными подростками, в целом, часто руководят
амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время
надеются на спасение.
Признаки готовящегося самоубийства
О
возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков.
1. Приведение своих дел в порядок — раздача ценных
вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить
все в порядок. Делает последние приготовления.
2. Прощание. Может принять форму выражения
благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
3. Внешняя удовлетворенность — прилив энергии. Если решение
покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают
мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется — может показаться,
что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть
опаснее, чем глубокая депрессия.
4. Письменные указания (в письмах, записках,
дневнике).
5. Словесные указания или угрозы.
6. Вспышки гнева у импульсивных подростков.
7. Потеря близкого человека, за которой следуют
вышеперечисленные признаки. Потеря дома.
8. Бессонница.
Возможные мотивы
Поиск помощи - большинство людей, думающих о
самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается как способ
получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от
чувства безнадежности).
Безнадежность - жизнь бессмысленна, а на будущее
рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему.
Множественные проблемы - все проблемы настолько
глобальны и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы
разрешить их по одной.
Попытка сделать больно
другому человеку - «Они еще пожалеют!» Иногда человек считает, что, покончив с
собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.
Способ разрешить проблему - человек рассматривает
самоубийство как показатель мужества и силы.
Профилактика суицидов
За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе
взрослые!
Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей
серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается
в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью
вмешаться в кризис одиночества.
Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики
суицидов. В профилактике депрессий у подростков важную роль играют родители.
Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки
депрессивного состояния - необходимо
сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из
этого состояния.
Во-первых, необходимо разговаривать с
ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить
планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку
оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен
добиваться поставленных целей. Не
обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать
ему позитивные стороны и ресурсы его
личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми,
добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка.
Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить
на позитивный образ подростка-завтрашнего.
Во-вторых, заняться с ребенком новыми
делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не
делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести
привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты,
съездить в выходные на увлекательную
экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме
генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка,
попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и
настроить его на позитивный лад.
В-третьих, подростку необходимо соблюдать
режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально
питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными
видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо
поддерживать физическое состояние подростка в этот период.
И, в-четвертых, обратиться за
консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.
Комментариев нет:
Отправить комментарий