Проявление разных видов агрессивности у несовершеннолетних.
Группы подростков. Проявление агрессивного поведения.
1. С аномальными, аморальными, примитивными потребностями, с деформацией ценностей и ответственности. В поведении преобладает физическая агрессивность. Студенты неуживчивы, равнодушны к переживаниям других, эгоцентричны, циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, дерзки, драчливы, для них нет авторитетов.
2. С деформированными потребностями, ценностями, отношениями. Извращено представление о мужестве, товариществе. Индивидуалисты, стремятся занять привилегированное положение за счёт притеснения слабых, младших, им доставляет удовольствие чужая боль. Со старшими и сильными не связываются. Импульсивны, лживы, раздражительны.
3. Имеется конфликт между деформированными и позитивными ценностями Приспособленцы, притворщики, лжецы. Не стремятся к достижениям, успеху, апатичны. Преобладает косвенная и вербальная агрессия.
4. Со слабо деформированными ценностями, но без интересов, с ограниченным кругом общения. Безвольны, мстительны, заискивают перед более сильными, трусливы. Преобладает вербальная агрессивность и негативизм.
Рекомендации по работе с агрессивным подростком:
1. Включить в социально одобряемую деятельность - трудовую, спортивную, художественную, организаторскую и т.д.
2. Для подростка из 1 группы целесообразно опираться на его энергичность, упорство в достижении цели, стремление к первенству. Работа в группах по 2-3 человека.
3. Для подростков 2 группы важно изменить обстановку и стереотипные формы реагирования на неё. Подчёркнутое уважение к их интересам, включение в организаторскую деятельность, где научатся командовать и подчиняться.
4. 3 группу подростков вовлекать в поисковые работы, пробуждающие интерес к самоутверждению, проявлению своего «Я».
5. Подросткам 4 группы помогают положительные переживания, интерес к жизни, значимые перспективы, организация скользящего графика работ коллективной деятельности при подчёркнутой личной ответственности.
6. Привлекать к повседневному постоянному труду .
7. Использовать занимательные формы деятельности, «секретную» работу, элементы игры.
8. Работать в группах со сменным составом участников, со сменой ролей.
9. Использовать поощрения – материальные и моральные – с целью формирования нравственной зрелости и положительного отношения к делу, себе, другим людям. Системам жетонного поощрения за строго оговоренное поведение, с правом на привилегии.
Наказаниями можно многое разрушить, но ничего не создать, подкрепление изменяет поведение.
10. Обучать приемлемым способам в выражении гнева, умению владеть собой.
11. Использовать метод неприятных последствий (что будет, если ты и дальше будешь так агрессивен).
12. Вместо конкуренции развивать навыки сотрудничества, готовность идти друг другу навстречу, умение просить помощи и помогать другим, быть терпимым к недостаткам других, считаться с интересами других.
13. Обучать сдерживанию агрессии, самоконтролю, снятию мышечного напряжения.
14. Выявлять конфликтогены (слова, поступки, жесты, интонации), которые пробуждают агрессию, тренировать изменения его поведения в трудных ситуациях.
15. Обучать ненасильственному разрешению конфликтов.
Представим данный профессиональный технологический алгоритм:
Первый шаг — «Не удивляться» (парадигма «Это я видел...», «это бывает в вашем возрасте...» или «К сожалению, люди иногда так поступают, хотя это плохо кончается...»). Назначение шага — снять ореол героя и смельчака, каким кажется себе подросток в момент свершения недостойных действий.
Педагог, увидев, как подросток порвал тетрадь и выбросил ее на пол, со скучным и спокойным лицом сказал: «Это мы не раз вида¬ли в нашей трудной жизни...»
Второй шаг - «Поддержать» или «присоединиться» (парадигма «Я тоже когда-то...» или «Мне тоже когда-то казалось, что это достойное поведение...» или «Человек слаб, и иногда мы совершаем что-то подобное...»). Благодаря этому шагу сохраняется общее положительное отношение к такому подростку окружающих его людей, которое после первой реакции педагога заметно изменилось не в пользу смельчака.
Педагог продолжал далее: «Бывает, что люди так рассердятся, что считают виноватыми даже безвинные предметы. Со мной однажды такое было...»
Третий шаг - «Описать предметный результат содеянного» (парадигма «Теперь так сложились обстоятельства, что мы не можем...» или «Как же нам теперь дальше работать...»). Конечно, состояние нарушителя в этот момент такое, что его разум не способен на холодный анализ, поэтому надо ему помочь. Продолжим наше предположение:
Педагог, глядя на результат действий, обращается к самому себе как будто размышляя: «Тетрадь, выброшенная на пол, уже не тетрадь, а мусор. Здесь теперь не пройти. И кому-то приходится дополнительно убирать...»
Четвертый шаг - «Апеллировать к разуму субъекта» (парадигма «Что вы думаете по этому поводу?» или «А как расцениваете вы ситуацию?» или «Что нам всем теперь делать?»). Так как главным для педагога является не принудительное правильное поведение, а осознанное отношение, то этот шаг очень важен, хотя именно с него и нельзя было начинать.
...А теперь педагог глядит на подростка: «Я верно размышляю? Мои опасения вы разделяете?..»
Пятый шаг - «Произвести положительное подкрепление» (парадигма «Приятно иметь дело с понимающими...» или «Сразу видно разумного человека» или «Нельзя не признать, что вы не из боязливых...»). Хорошо бы поторопиться и поддержать «героя».
Педагог кивает головой: «Вижу, все понимаете...С такими людьми легко иметь дело...»
Шестой шаг — «Предложить помощь» (парадигма «Помощь нужна?» или «Кто-то из нас может помочь?» или «Справитесь или что-то сделать для вас?»)
Теперь звучит краткая фраза: «Помощь нужна?»
Седьмой шаг — «Произвести «Я-сообщение» (парадигма «Я всегда думал, что...» или «Мне всегда хорошо, когда люди разрешают проблемы...»).
Педагог выражает общее удовлетворение (оно мимически выражено) разрешением ситуации и говорит: «Всем людям свойственно ошибаться, но главное - понимать ошибочные действия...Я уважаю людей, способных это понять...» Семь операций - это шаги навстречу разуму подростка, оказавшегося в особом положении и потому неадекватно реагирующему на действительность. Предложенный алгоритм проверен практикой, его воплощение в реальность взаимодействия с детьми осложненного поведения эффективно.
Создание ситуации успеха
Ситуация успеха концентрирует в себе несколько воспитательных влияний, определяющих педагогическую эффективность групповой работы с детьми. Успех порождает чувство удовлетворенности деятельностью и желание ее повторения. Успех повышает самооценку и достоинство личности. Успех укрепляет социальные отношения, а значит, содействует социализации личности. Наконец, успех повышает социально-психологический климат группы. В конце концов, успех становится сильнейшим средством личностного развития человека. А так как индивидуальное развитие неповторимо, то наивысшего успеха все дети не могут достигать, занимаясь разнообразной деятельностью. Не могут они достигать и успеха гениев человечества, больших талантов и дарований. А успех для развития необходим. Поэтому затребована профессиональная операция инструментовки личностного успеха подростка — вне зависимости от успеха всего человечества в данном виде деятельности.
Ситуация успеха — это субъективное проживание человеком своих личностных достижений в контексте своей жизни и индивидуального развития.
Представим алгоритм педагогического воздействия по созданию субъективного проживания личностного успеха деятельности. Каждый отдельный шаг-операцию сопроводим парадигмой.
Вот как это выглядит:
• «снятие страха» («Ничего страшного, если не получится, мы тогда...»);
• «авансирование» («У тебя, конечно, получится, ведь ты...»);
• «скрытая инструкция» («Ты же помнишь, что...» или «Тут главное — чтобы...»);
• «персональная исключительность» («Именно у тебя должно получится, так как...»);
• «высокая мотивация» («Нам это так нужно...» или «Для тебя ведь это так важно...»);
• «педагогическое внушение» («Начинай же!» или «Приступай!»...)
Завершающим шагом является
• «высокая оценка детали полученного результата» («Эта часть получилась отлично...» или «Особенно хорошо было.„»).
Данный алгоритм разворачивается на социально-психологическом фоне общей доброжелательности. Это обязательное условие действенности алгоритма.
Цели и задачи групповой работы с агрессивными студентами
Основная цель— снижение уровня агрессивности путем обучения навыкам адаптивного поведения.
Для достижения этой цели специалист в процессе коррекции должен решить следующие задачи:
1. Дать подростку возможность осознать не конструктивность его агрессивного поведения.
2. Научить его понимать переживания, состояния и интересы других людей.
3. Выработать у подростка умение грамотно проявлять свои эмоции и сдерживать агрессивные реакции.
4. Сформировать навыки конструктивного разрешения межличностных конфликтов.
Выполнение этих задач дает возможность подросткам снизить уровень агрессивности до приемлемого и таким путем добиться более адекватной социализации.
Очень интересная информация! Привлечение в социально одобряемую деятельность - хорошая мысль. Думаю, это действенный метод коррекционной работы с подростками, проявляющими агрессию.
ОтветитьУдалитьСпасибо, информация вооружает, просветляет разум!
ОтветитьУдалить