вторник, 18 октября 2011 г.

Методические рекомендации по адаптации первокурсников


Государственное Высшее Учебное Заведение
«Макеевский политехнический колледж»

                                

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
социально-психологической службы
для классных руководителей групп 1 курса
по адаптации студентов
к учебно-воспительному пространству







Макеевка
2010г.
Методические рекомендации социально-психологической службы
для классных руководителей групп 1 курса по адаптации студентов
                    к учебно-воспительному пространству.


Подготовили: Волошина Р. Г., практический психолог.
                        Гомозова И. С., социальный педагог.


Рецензенты:
Станкевич Е. В., заместитель директора  по ВР, преподаватель высшей категории, методист, отличник образования Украины.
Алексютина Е. Ю., методист базового колледжа Макеевского региона.







                                                                                Рассмотрено на заседании цикловой комиссии
                                                                    и рекомендовано к утверждению.
                                                                             председатель цикловой комиссии__________
                                                                                          Протокол от ___________№_______________


Почему вопрос адаптации первокурсников достаточно важен на сегодняшний день? Ведь многие считают, что в современном мире есть проблемы и поважнее. Многие думают: «Какие проблемы могут быть, у юноши или девушки только что поступивших в ВУЗ. Это чистая и беззаботная пора. У них вся жизнь впереди!». И  правда, это только начало жизни и важно, чтобы оно было светлым и прекрасным!  Но ведь никто не задумывается  о том, что у того же юноши или девушки, могут возникнуть сложные проблемы с адаптацией к новой обстановке в учебном заведении.
      Студенческая жизнь начинается с первого курса и поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в вузе является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста.




Очевидно, что рассмотрение процесса адаптации студентов к обучению в колледже должно включать ряд аспектов:
·        психолого-педагогический (связанный с приспособлением студентов к новой дидактической системе, принципиально отличающейся от форм и методов школы);
·        социально-психологический (имеющий связь с усвоением учащимися социальных норм, установлением и поддержанием социального статуса в новом коллективе);
·        мотивационно-личностный (определяющий формирование позитивных учебных мотивов и личностных качеств);
·        психофизический (предполагающий приспособление функций и реакций организма к требованиям новой среды).

                                                                                                        
Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности, несформированностью профессионального самоопределения. В понятие адаптации входит мотивация учения и профессионального самоопределения, самостоятельность умственного труда, ценностные предпочтения, отношения с преподавателями и одногруппниками.

Адаптация – это приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды.

Мы знаем, что социализация длится всю жизнь. Юность завершает активный период социализации. Этот этап влечёт за собой психофизиологические изменения. Этот период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания юноши переходят к сдержанному непослушанию – скрытому или открытому неповиновению родителям. У личностей этого возраста выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир.
В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются её верхние – мировоззренческие этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в окружающем социуме. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни.

Трудности социализации в этот период связаны с 3 главными обстоятельствами:
·         Несовпадением высокого уровня притязаний и, как правило, низким социальным статусом, который задан  возрастом;
·         Несовпадением старого стиля родительства, и новых потенциальных возможностей этого возраста;
·         Противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и зависимость от мнения сверстников;
Преподаватель  в своих наблюдениях за студентами может самостоятельно определять уровень адаптации первокурсника, если знает признаки адаптированности:
Низкий уровень адаптации:
·        студент равнодушно или отрицательно относится к колледжу;
·        нередки жалобы на здоровье;
·        преобладает подавленное настроение;
·        наблюдаются нарушения дисциплины;
·        учебный материал усваивается фрагментарно;
·        затруднена самостоятельная работа, нет интереса к ее выполнению;
·        домашние задания выполняет нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематические напоминания со стороны преподавателей, классного руководителя или родителей;
·        для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной помощи преподавателей;
·        общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен;
·        близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одногруппников.
Средний уровень адаптации:
·        студент положительно относится к колледжу, посещение не вызывает отрицательных переживаний;
·        понимает учебный материал, если преподаватель излагает его подробно и наглядно;
·        усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи;
·        сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний старших, но при его контроле;
·        бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным;
·        почти всегда выполняет домашние задания;
·        общественные поручения выполняет добросовестно;
·        дружит со многими одногруппниками.

Высокий уровень адаптации:
·        студент положительно относится к колледжу, предъявленные требования воспринимает адекватно;
·        учебный материал усваивает легко;
·        глубоко и полно овладевает программным материалом;
·        решает усложненные задачи;
·        прилежен, внимательно слушает указания и объяснения преподавателей;
·        выполняет поручения без внешнего контроля;
·        проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем занятиям;
·        общественные поручения выполняет охотно и добросовестно;
·        занимает в группе благоприятное статусное положение.

 Таким образом, мы видим что социализация и основная её составляющая – процесс адаптации является неотъемлемым элементом жизни каждого человека. Любая из стадий социализации играет свою роль в жизни индивида. И как мы уже убедились особенно важной, является стадия юности и связанный с ней период начала обучения в ВУЗе.. Ведь на ней формируется взрослая и самодостаточная личность. Важно, чтобы этот процесс эволюционировал, а не деградировал, так как психика  только формируется и она подвержена активному влиянию со стороны других. И необходимо, чтобы это влияние было благотворным, для создания зрелой и адекватно мыслящей личности.
          

Основными задачами по содействию адаптации первокурсников к профессиональной образовательной среде колледжа считаются:
·        Подготовка первокурсников к новым условиям обучения.
·        Установление и поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе.
·        Формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов.
·        Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой
Содержание деятельности классного руководителя        соответственно этим задачам может выглядеть так:






Рекомендации преподавателям
по адаптации первокурсников
1. На первых занятиях ознакомить с системой обучения в колледже и требованиями к знаниям.
2. Провести беседу о правильном слушании лекции.
3. Учить студентов правильно работать с книгой, методическими пособиями.
4. Учитывать индивидуальный подход к студенту при опросе с учетом психологических и возрастных особенностей.
5. Скорректировать количество домашнего задания и письменных работ по требованиям программ. Оно должно быть минимальным с целью предупреждения перегрузки.
6. Использовать способы воздействия на мотивационную сферу студента: проблемное обучение, приемы активизации, общение, разнообразные педагогические технологии, компьютерное обучение.
7. Проводить менее стрессогенный опрос:
письменный, текстовый или групповой.
8. Уделять внимание беседам о нравственности, самовоспитании, об организации режима дня, профилактике заболеваний.
9. Всячески предупреждать повышение тревожности у студентов.
10. Применять такие формы и методы обучения, которые позволили бы студентам эффективно общаться с целью скорейшей адаптации и устранения языкового барьера.
11. Применять методы обучения педагогов - новаторов.
12. Занятия проводить, опираясь на зону актуального и ближайшего развития студента.
Таким образом, выявление трудностей адаптации к новым социальным условиям в колледже на ранних её этапах, позволит в несколько раз  увеличить эффективность учебного процесса  и позволит воспитать человека с добрым и отзывчивым сердцем.
Рекомендации для классных
руководителей первокурсников:
Во втором учебном семестре первого курса классный руководитель может провести анкетирование студентов группы по вопросу удовлетворенности различными сторонами жизни в колледже.
Удовлетворены ли вы:
(Да    Не очень   Нет)
- набором и содержанием учебных дисциплин?      
- организацией учебного процесса?      
- своими результатами в зимнию сессию?      
- качеством преподавания? 
- обеспеченностью учебно-методической литературой?  
- технической оснащенностью аудиторий?     
- отношениями с преподавателями?      
- отношениями в группе?    
- бытовыми условиями в вузе?     
- условиями питания в вузе?
- условиями для полноценного досуга?
- организацией массовых мероприятий в вузе?       
- возможностями заниматься спортом? 
- возможностями для художественного творчества?        
Проанализировав полученные результаты,
классный руководитель сможет узнать степень
адаптации студентов группы.
В психологической практике существует много практических методов, рекомендуемых к использованию в период адаптации. Одним из них является метод наблюдения за поведением при помощи  таблицы квалификации поведения по степени уверенности и агрессивности:

Неуверенное
поведение
Агрессивное
поведение
Уверенное
поведение
Как действующее лицо
Как действующее лицо
Как действующее лицо
Ущемляет свои интересы
Испытывает чувство душевной боли и беспокойства
Ущемляет интересы других
Выражает свои чувства, ущемляя чувства других
Доволен собой
Выражает свои чувства
Испытывает чувство удовлетворения
Испытывает чувства неловкости и недовольства собой
Дает возможность другим решать за себя
Не достигает желаемой цели
Решает за других.
Достигает желаемой цели, ущемляя интересы других
Может достичь желаемой цели
Делает выбор для себя
Как лицо, по отношению к которому поведение направлено
Как лицо, по отношению к которому поведение направлено
Как лицо, по отношению к которому поведение направлено
Испытывает чувства вины и гнева
Испытывает чувства обиды и унижения
Испытывает чувство удовлетворения







На более поздних этапах адаптационного периода
рекомендуется проводить социометрические исследования
по методу ДЖ. Морено.
 Вопросы к социометрическому опросу.
Инструкция: отвечая на вопросы, сделайте 1, 2, но                                                                                                                  не   более 3 выборов (запишите фамилии) .
1.      Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжитьсовместно учиться  в новом коллективе
  1.
  2.
  3.
2.      Кого бы ты из группы пригласил на свой день рожденья?
1.
2.
3.
3.      С кем из своей группы  ты пошел бы в многодневный  туристический  поход?
1.
2.
3.
4.      Если вашу группу  будут расформировывать, с кем бы ты не хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?
1.
2.
3.
5.      Кого бы ты из группы не пригласил бы на день рожденья?
1.
2.
3.
6.      С кем бы из своей группы ты не пошел бы в многодневный туристический поход?
1.
2.
3.


Таким образом, мы рассмотрели одну из важнейших проблем нашего современного общества. И какими темпами бы не шёл научно-технический прогресс, никакая машина не заменит нам живого человека. Ведь человек – это уникальное творение природы, который по мимо бесценных знаний, приобретённых в процессе социализации обладает тем, чем никогда не сможет обладать машина – сердцем. Сердцем, которое будет дарить людям радость, поддержку, теплоту, понимание. Сердцем, глубины которого ещё не исследованы до конца. Сердцем, которое поднимет наше общество на недосягаемую ступень развития. И всё это – человек! Однако, чтобы человек, осуществил это, ему необходимо помочь. И помочь на ранних стадиях формирования адекватной личности. И не просто помочь, а сделать это квалифицированно.

А закончить нам бы хотелось стихотворением одного из студентов, непонаслышке, знающего о проблемах с адаптацией
Важен не итог, а работа,
главное - не цель,
важен - принцип;
вдруг себя почувствует кто-то,
пусть на время –
Маленьким принцем.
Переводов истинных нету:
что французский, русский, что идиш?
Тело без души – просто "нетто",
главного, увы, не увидишь.
Благодаря СПС и классному руководителю его проблема в прошлом.
Дерзайте и у вас тоже все получится!




Приложения:
1.     Диагностические методики для периода адаптации.
2.     Разработка тренинга личностного роста.
3.     Разработка тренинга стрессоустойчивости.
4.     Комплекс психологических игр и упражнений для периода адаптации.
5.     Теоретические материалы.
6.     Видеоматериалы.





 Литература:

Т.Г. Григорьева, Л.В. Линская, Т.П. Усольцева. Основы конструктивного общения

Методическое пособие для преподавателей., С-Пб.: Питер, 2000.
Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. С-Пб.: Служба доверия, 1994.
Зимбардо Ф. Застенчивость, что это такое и как с ней справляться. С-Пб.: Питер, 1991.
Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Изд-во политич. лит-ры, 1990.
Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1993.





Рецензія
на  розробку  методичних рекомендацій з проблеми адаптації першокурсників до навчально-виховного простору,  розроблених  соціально-психологічною  службою ДВНЗ „Макіївський політехнічний коледж” для викладачів та класних керівників   груп перших курсів.
Проблема  адаптації першокурсників до навчально-виховного простору  на даний час є важливою та актуальною. Пристосування  особи до соціально-психологічних умов навчання (адаптація), як правило, проходить в складний період дорослішання. Величезний стрибок в розвитку психіки сам по собі є психотравмуючим чинником, а різке включення в  новий соціально- психологічний простір навчального закладу  загострює і без того  складні проблеми дорослішання.
Робота педагога в період адаптації полягає в різноманітті методів і підходів до особи студента. Особливо гостро  проблема уміння сприяти адаптації студентів стоїть перед молодими викладачами коледжу.
Вважаю, що актуальність методичної розробки є особливо цінною на підставі вищесказаного. Тим більше, що методичні рекомендації СПС створені на основі новітніх досягнень психологічної науки та практики.
Вдалими вважаю конкретні посилання  до методик та вправ, що відповідають меті та цілям методичних рекомендацій. Використання розробок тренінгів, на які посилаються автори, здається доречним та співзвучним головному завданню методичних рекомендацій.
Особлива цінність методичних рекомендацій  полягає у тому, що об’ємний матеріал у  додатках, дає змогу варіювати роботу в адаптаційний період  та використовувати його для проведення у  інших навчальних закладах 1та 2 рівнів акредитації.

Рецензент_______________________  О. Ю. Алексютіна
          Методист ДВНЗ „Макіївський політехнічний коледж”, що є  базовим серед ВУЗів 1-2 рівня акредитації Макіївського регіону.


Комментариев нет:

Отправить комментарий