понедельник, 24 октября 2011 г.

Можно ли сохранить психическое здоровье студентов


к педсовету по вопросу
о сохранении здоровья студентов

Сегодня оградить детей и подростков от стрессов практически невозможно. Интернет-зависимость, игромания, засилье на экранах фильмов остросюжетного жанра наносят мощный удар по неустоявшейся психике студентов. Впрочем, и в обычной школе стрессов не меньше: сегодня ученик вместо положенных шести занимается на занятиях 8 часов.  Студент занят не меньше. Дома его тоже ждут занятия. И как следствие - нервные расстройства и низкая успеваемость. Педагоги не всегда ревностно оберегают учащихся от переутомления. И тут начинает страдать психическое здоровье студентов. Психическое здоровье является важнейшей составляющей высокого качества жизни, позволяющие людям считать свою жизнь полноценной и значимой и являться активными и созидательными членами общества. 


1. Критерии психического здоровья 
1. Нормальное развитие организма (соответственно полу и возрасту).
2. Отсутствие заболеваний.
3. Отсутствие вредных привычек
4. Положительное эмоциональное состояние
5. Органы чувств функционируют нормально
6. Преобладают положительные и связные образы мысли
Довольно часто приходится сталкиваться со студентами, имеющими так называемые пограничные состояния, главным образом неврозы и невротические реакции с некоторыми функциональными отклонениями. Одним из ведущих показателей функционального состояния психики служит умственная работоспособность. Умственная работоспособность (УР) - определенный объем работы, выполненной без снижения темпа и эффективности, в определенные отрезки времени. Каждому человеку присущ свой уровень УР (высокий, средний, низкий). Поддержание высокого уровня умственной работоспособности - главная задача сохранения психического здоровья студентов. 
Кроме того, основными показателями психического здоровья являются следующие. 
1. Положительное эмоциональное состояние (характер откликов на жизненные факты, а попросту, настроение). 
2. Эмоциональные реакции - непосредственные ответы на воздействие или ситуацию, (сопровождаются комплексом вегетативных, биоэлектрических и двигательных изменений) служат сигналами благоприятных и неблагоприятных воздействий. 
На состояние психического здоровья студентов могут оказывать влияние разные факторы, такие к примеру, как гигиенические, генетические, экономические, социальное, эмоциональное. Но педагогическая общественность может программировать, и то не всегда, лишь гигиенические и эмоциональные факторы. 
Ситуации, предполагающие к возникновению пограничных расстройств у студентов. 
1. Неспособность справиться с учебной нагрузкой. 
2. Враждебное отношение педагога. 
3. Смена  коллектива. 
4. Неприятие референтным коллективом. 
5. Чрезмерная умственная нагрузка (длительно травмирующая ситуация). 
6. Вербальный принцип построения учебного процесса 
7. Поза во время учебного процесса 
8. Несовершенные методики преподавания 
9. Обедненные учебные стимулы учебной среды 
Частота отклонений в поведении учащихся существенно увеличивается к концу года. Следует отметить, что в это время переутомление находиться на грани патологии. Распространенность неврозов увеличивается с повышением курса обучения. 
Студенты,  как правило, предъявляют следующие виды жалоб: 
1. Усталость. 
2. Сонливость в дневные часы. 
3. Пассивность на занятиях, во время досуга. 
4. Отказ от умственного напряжения. 
5. Нестойкость интересов. 
Родители и педагоги иногда принимают это состояние за лень, пытаются повысить требования к ребенку, но ни к чему хорошему это не приводит (неврастения). Неврастения - повышенная физическая и психическая утомляемость, рассеянность, рассредоточенность, снижение работоспособности, чрезмерная возбудимость. Провоцирующим фактором является истощение нервной системы, связанное с учебной перегрузкой. 
Преподавателям  нужно быть очень осторожными в оценке успехов учащихся, не злоупотреблять плохими отметками и ставить их только в тех случаях, когда студенты действительно заслуживают. Отсутствие уважения со стороны педагога, унижение достоинства студентов также плохо сказывается на психическом здоровье студентов. 
Неуспеваемость - это проблема в равной степени как медицинская, так и педагогическая (иногда - следствие, часто - причина отклонений психического развития). Отсутствие хороших оценок часто приводит к формированию качеств характера: робость, застенчивость, тревожность, т.е. отрицательно сказываются на развитии личности. Психиатры единодушно отмечают, что именно ярлык "неуспевающего" нередко служит причиной возникновения неврозов. Неврозы - это вид психогенных реакций (тревожные опасения, навязчивости, истерические проявления и др.) 
Помимо этого у студентов может развиваться невроз навязчивых состояний( навязчивые мысли, идеи, представления, страхи, влечения, действия) и истерия - двигательные и сенсорные расстройства, имитирующие соматические и неврологические заболевания (параличи, тик и др.). 
Все эти расстройства можно отнести к понятию дидактогения - психическая травма, источник которой - процесс обучения в ВУЗе, психическое расстройство, возникающее под влиянием психоэмоционального дистресса. 
У учащихся, а вернее, у их родителей, тех, для кого отметки обладают "сверх ценностью", нужно выработать адекватное отношение к ним ("хорошо", а не "отлично" воспринимается как трагедия).

Следует помнить! Нетактичное поведение педагога со студентом порой провоцирует отрицательное отношение к нему со стороны сверстников. Преподаватель, как и обычный человек, не застрахован от ошибок. Главное - быть искренним, и, суметь найти в себе силы признать их в присутствии студентов. Нельзя стремиться вызвать у студента чувство вины - оно может стать непосильной ношей, убив желание стать лучше. Пусть будет сожаление и стремление изменить самого себя и ситуацию в лучшую сторону. Выше изложенное, касается и Вас, уважаемые преподаватели и родителей! Не лелейте чувство вины! 
Часто абитуриент, прошедший медкомиссию и признанный годным к обучению, оказывается в роли "неспособного" первокурсника. В чем причина этого явления? В таких случаях речь может идти о психической адаптации к учебе. Адаптация к новым условиям жизни обеспечивает возрастное развитие. 

Критериями психической адаптации являются: 
1. Эффективность учебной деятельности: 
а) учебная активность 
б) усвоение знаний 
Сумма оценок -0-10 баллов (успеваемость) 
2. Усвоение студенческих  норм поведения: 
а) поведение на занятии 
б) поведение на перемене 
Сумма оценок - 0- 10 баллов 
3. Успешность социальных контактов: 
а) взаимоотношения с одногруппниками 
б) отношение к преподавателю 
Сумма оценок 0-10 баллов 
4. Эмоциональное благополучие 
0 - 5 баллов, 
от 0 до 2 баллов - зона неблагополучия. 
Степень адаптации 
1. Полная - 21-35 баллов (адаптируется в течение первых 2-х месяцев обучения). 
2. Неполная - 15-20 баллов (Неустойчивая адаптация - от 3-х до 6-ти месяцев; более длительный период проявления неблагоприятных форм поведения; трудности во взаимоотношениях ; не поднимают руку; на вопрос отвечают тихим голосом; мало контактируют с одногруппниками. Лишь в конце полугодия негативные формы поведения сменяются на адекватные, но все равно не достигают необходимого уровня.) 
3. Дезадаптация, или отсутствие адаптации - 0-14 баллов (Нарушения нормальных форм социально-психологической адаптации:
 а) ограниченные способности справляться с учебными нагрузками, социальными функциям.
 б) негативные формы поведения.
 в) появление отрицательных эмоций. 
Снижена учебная активность; избегание контакта с преподавателем; формальное выполнение требований. В этом случае - учебная неуспеваемость - вторичный фактор дезадаптации. 
Отсутствие адаптации у определенной части студентов связано с поведенческими проблемами - они имеют низкие баллы по 2-му критерию - усвоение норм поведения (невнимательны, отвлекаются, но если сосредоточатся, то выполнят задание верно). Нарушения поведения на занятиях сопровождаются постоянными замечаниями со стороны преподавателя. Все это постепенно приводит к их изоляции. Все чаще появляются вспышки гнева, злости по отношению к одногруппникам.). 
По литературным данным - у подростков, которые не адаптировались в течение учебного года, психоневролог зафиксировал выраженные отклонения в виде нервно-психических расстройств. 
По результатам проверок такие студенты, как правило, имеют академические задолженности по многим предметам, не справляются с учебной нагрузкой даже в объеме базового стандарта, и, либо отчисляются из учебного заведения после 1 курса, либо  идут на изменения условий обучения. 

3. Проблемы дезадаптации студентов в соответствии с задачами, поставленными обучением. 
Какие воспитательные воздействия являются психотравмирующими? 

Несоответствие требований преподавателей возможностям и потребностям студентов, ритму их психофизиологического развития, конституционным и половым особенностям 
Неприятие индивидуальности и эмоциональное неприятие студента 
Несогласованный подход в воспитании со стороны родителей 
Непоследовательность воспитания. Его неровность 
Неустойчивость в обращении с подростками. 

Критерии удачного, с точки зрения науки, сохранения здоровья учащихся 

Отсутствие усталости у студентов и преподавателей 
Положительный эмоциональный настрой 
Удовлетворение от сделанной работы 
Желание продолжать работу 

Задачи, поставленные учебным процессом перед студентом 

1. Успешно овладеть учебной деятельностью. 
2. Освоить  нормы поведения. 
3. Приобщиться к  коллективу. 
4. Приспособиться к новым условиям умственного труда. 
Выполнение каждой из этих задач связано с предшествующим опытом. 

Варианты дезадаптивного поведения студентов 
1. Активный протест. Непослушен, нарушает дисциплину, на перемене - негативизм по отношению к другим - ссорится, мешает, раздражается, гневается. 
При стабильном проявлении реакции активного протеста - диагностируется как патология поведения! 
2. Реакция пассивного протеста. Редко отвечает на занятиях, выполняет требования преподавателя формально. Вне занятия - пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным мероприятиям. Депрессивное настроение, страхи. 
3. Реакция тревожности и неуверенности. Пассивен на занятии, при ответах напряжен и скован. Вне занятия не может найти себе занятие, предпочитает находиться рядом с одногруппниками, но не вступает с ними в контакт. Тревожен, легко расстраивается, краснеет, теряется при малейшем замечании. Выраженные реакции тревожности и неуверенности сопровождаются появлением невротической симптоматики в виде тиков, заикания,  и т. п., а также учащением соматических заболеваний. 
Степень развития неврозов зависит от: несоответствия социальных условий их типу высшей нервной деятельности, неправильного воспитания. 
Расстройства поведения продолжается не менее 6 месяцев, и содержит не менее 3-х проявлений. 

1. Украл что- либо без ведома жертвы . 
2. Убегает из дома. 
3. Часто лжет. 
4. Социально участвует в девианте. 
5. Часто прогуливает занятия. 
6. Ворвался в чужой дом, помещение, машину. 
7. Специально разрушил чужую собственность. 
8. Жестокое физическое отношение к животным. 
9. Принуждение к сексуальным отношениям. 
10. Применение оружия. 
11. Часто является зачинщиком драк. 
12. Украл что-либо после борьбы. 
13. Жестокое физическое отношение к людям. 
Данные критерии соответствуют лицам до 15- 18 лет. 

Расстройства в виде гиперактивности и дефицита внимания 
Наблюдается не менее 6-и месяцев, имеет не менее 8-и проявлений. 
1. Часто теребит руками и ногами или корчится на месте. 
2. Испытывает затруднения сидеть на одном месте. 
3. Легко отвлекается под воздействием внешних раздражителей. 
4. Испытывает трудность при ожидании своей очереди (вызов к доске). 
5. Часто отвечает не подумав и не дослушав задаваемого вопроса. 
6. Испытывает трудности при исследовании инструкции (часто из-за непонимания). 
7. Не может длительно поддерживать внимание при выполнении задания. 
8. Часто не завершив одного вида деятельности, переходит к другому 
9. Не может  хранить молчание 
10. Часто слишком много говорит 
11. Мешает и перебивает 
12. Не слушает, что ему или ей говорят. 
13. Часто теряет вещи, нужные для выполнения задания. 
14. Часто занимается физически опасной деятельностью. 

Психическое здоровье, как и биологическое, не является постоянным и может изменяться под влиянием разных воздействий. Желательно чтобы преподаватели проводили мониторинг психического здоровья детей, и строили свои занятия с учетом индивидуальных особенностей каждого  из студентов, учитывая главное - его эмоциональный тонус. Помимо этого необходимо заниматься улучшением памяти, развитием внимания и мышления, проводить интеллектуальные игры и конкурсы. Словом, все в колледже должно быть направлено на то, чтобы сделать образовательный процесс максимально комфортным. Однако тонкостям взаимодействия со студентами могут научиться и родители. Именно они должны вселить в студентов уверенность и способность противостоять трудностям. Как показывает практика, апатия или неусидчивость подростка - в большинстве случаев всего лишь защитная реакция студента на утомительную учёбу. 
http://www.dissercat.com/content/psikhicheskoe-zdorove-studentov-professionalnykh-tekhnicheskikh-uchilishch

Комментариев нет:

Отправить комментарий