воскресенье, 23 октября 2011 г.

рекомендации по работе с агрессивными и тревожными студентами




Рекомендации
социально-психологической службы по работе
 с тревожными  и агрессивными подростками
Основной целью формирования социально-психологической службы в учреждении, обеспечивающем получение среднего специального образования, является психолого-педагогическое сопровождение личности обучаемого в процессе профессионального образования, формирование у учащегося психологической готовности к жизненному самоопределению, включающему личностное, социальное и профессиональное развитие. А одним из главных направлений в работе - предупреждение противоправных действий и поступков со стороны учащихся. Особенное место в работе  среди студентов занимает социально-психологическая работа с детьми льготной категории.
Актуальность данного вопроса вызвана резким ростом противоправного поведения среди подростков, что является тревожной тенденцией современного развития общества. Среди наиболее существенных причин роста асоциального поведения, в том числе и среди сирот и детей без опеки и попечительства,  в молодежной среде выделяют следующие:
·  негативные процессы в обществе в целом;
·  распространение обывательских взглядов, в которых главные жизненные ценности заключаются в потребительстве;
·  низкий уровень воспитательного воздействия родителей на детей;
·  слабая материальная база для организации досуга молодежи и др.
Следовательно, большая роль принадлежит профилактической и коррекционной работе, которая является одной из важнейших профессиональных функций педагога и психолога. Она предполагает комплексное решение проблемы в тесном взаимодействии с кураторами, преподавателями, воспитателями, а также с семьей, социальными институтами. 
Система профилактики  состоит из ряда компонентов: выявление  склонных к асоциальному поведению; составление плана педагогической и психологической коррекции; изменение характера личных отношений учащихся со сверстниками и взрослыми; вовлечение "проблемных" учащихся в различные виды положительной деятельности и др.
Работа педагога и психолога с "проблемными учащимися"
Тревожность и агрессия - невосприимчивость к положительному социальному опыту, которая является следствием педагогической запущенности; проявление отрицательного в поведении человека, конфликтное состояние, рожденное из неприятия предлагаемых установок и правил. проблемные подростки - подростки с устойчивыми проявлениями тревожных  свойств и с отклонениями в поведении. В связи  с этим проводится:

1. Изучение личности учащегося:
·  анализ деятельности и поведения;
·  выявление причин успехов, неудач;
·  статус в коллективе;
·  самооценка;
·  индивидуальные особенности;
·  отношения  в семье.

2. Выявление первых проявлений отрицательных свойств:
·  Наблюдение за учащимися;
·  Анализ поведения во всех сферах деятельности;
·  Оценка психологического состояния.

3. Проведение диагностики учащегося, определение:
·  Направленности личности;
·  Отношения к людям и себе;
·  Соотношение положительных и отрицательных свойств;
·  Сопротивляемость педагогическим влияниям.



РАБОТА  С АГРЕССИВНЫМИ УЧАЩИМИСЯ.
Юношеский возраст представляет собой группу повышенного риска. Почему?
·  сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции;
·  пограничность и неопределенность социального положения юношества;
·  противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослых, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли. Все эти трудности и противоречия порой проявляются в таких явлениях, как алкоголизация, подростковая наркомания, агрессивное поведение...
Агрессивность - поведение человека в отношении других людей, которые отличаются стремлением причинить им неприятности, нанести вред. Подростковая агрессивность - чаше всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и неприятностей.

На диагностическом этапе необходимо определить:
·  особенности темперамента учащегося;
·  наличие акцентуаций характера;
·  особенности семейного воспитания;
·  уровень самооценки учащегося;
·  отношение окружающих к учащемуся;
·  психологический климат в группе.

МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ.


Опросник агрессивности Басса-Дарки.
Поставьте "да" около тех положений, с которыми вы согласны, и "нет" - около тех, с которыми не согласны.
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.
2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.
5. Я не всегда получаю то, что мне положено.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
7. Если я не одобряю поведения друзей, то даю им это почувствовать.
8. Если мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.
13. Другие умеют (лучше, чем я) почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.
15. Я часто бываю не согласен с людьми.
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется окружающим.
20. Если кто-то корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.
21. Меня немного огорчает моя судьба.
22. Я думаю, что многие люди не любят меня.
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
25. Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на Драку.
26. Я не способен на грубые шутки.
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

30. Довольно многие люди завидуют мне.
31. Я требую, чтобы люди уважали мои права.
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для моих родителей.
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
34. От злости я иногда бываю мрачен.
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на это внимания.
37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям.
40. Мне хочется, чтобы мои ошибки были прошены.
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.
43. Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
45. Мой принцип. "Никогда не доверяй чужакам".
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю.
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
49. С десяти лет я никогда не проявлял вспышек гнева.
50. Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым не легко ладить.
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей, делать что-то приятное для меня.
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
54. Неудачи огорчают меня.
55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.
56. Я могу вспомнить случай, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.
60. Я ругаюсь со злости.
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
62. Если для защиты своих прав мне надо применять физическую силу, я применяю ее.
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком.
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.
67. Я часто думаю, что жил неправильно.
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
69. Я не раздражаюсь из-за мелочей.
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
71. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
72. В последнее время я стал занудой.
73. В споре я часто повышаю голос.
74. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Обработка результатов.
Индексы различных форм агрессивных и враждебных реакций определяются суммированием полученных ответов:


1. Физическая агрессия: "да" - № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;"нет" - № 9, 17, 41.
2. Косвенная агрессия: "да" - № 2, 18, 34, 42, 56, 63; "нет" - № 10, 26, 49.
3. Раздражение: "да" - № 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; "нет" - № 11, 35, 69.
4. Негативизм: "да" - № 4, 12, 20, 23, 36.
5. Обида: "да" -№ 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58; "нет" - № 44.
6. Подозрительность: "да" - № б, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; "нет" - № 65, 70.
7. Вербальная агрессия: "да" - № 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73; "нет" - № 39, 74, 75.
8. Угрызения совести, чувство вины: "да" - № 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.





Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность - индекс враждебности; враждебность - общая негативная, недоверчивая позиция по отношению к окружающим; агрессия - активные внешние реакции агрессии по отношению к конкретным лицам.  Опросник выделяет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:
·  Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.
·  Косвенная агрессия - агрессия окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также агрессия, которая ни на кого не направлена (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т- Д.).
·  Раздражение - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
·  Негативизм - оппозиционные реакции, направленные против авторитета и руководства (от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и правил).
·  Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
·  Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
·  Вербальная агрессия - выражение негативных чувств через форму (ссоры, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (упреки, угрозы, проклятья, ругань, насмешки).


Анкета агрессивности для подростков.
Если данное высказывание имеет к подростку отношение, ответить "да", если вопрос его не касается, у него так не бывает - ответить "нет".


1. Я знаю, что ребята за моей спиной говорят обо мне плохо.
2. Я редко даю сдачи, когда меня бьют.
3. Я быстро теряю самообладание, однако также быстро успокаиваюсь.
4. Если мне при размене денег дают на один рубль больше и если я его беру, то позднее меня мучают сильные угрызения совести.
5. я могу рассвирепеть, что буду, например, бить все подряд.
6. Честно говоря, мне иногда доставляет удовольствие мучить других.
7. Если по отношению ко мне кто-то поступает несправедливо, то я желаю ему настоящего наказания.
8. Я верю в то, что за зло можно отплатить добром, и в соответствии с этим и действую.
9. Если грубо обращаются к кому-нибудь из моих друзей, то мы вместе думаем о наказании.
10. У меня иной раз бывают трудности с родителями.
11. Собака, которая не слушается, заслуживает удара.
12. С ребятами, которые любезнее, чем я мог ожидать, я держусь осторожно.
13. Если я должен для защиты своих прав применить физическую силу, то я так и делаю.
14. У меня часто бывают разногласия с другими людьми.
15. Мне кажется, что большая часть дурных поступков однажды будет наказана.
16. Когда я разъяренный, я охотно освобождаюсь от этого состояния во время физической работы.
17. Раньше я иногда охотно мучил других, например, выворачивал руки, дергал за волосы и т.д.
18. Иногда я себе представляю, какие ужасы могли бы произойти с теми, кто ко мне несправедлив.
19. Я могу припомнить, что однажды был так рассержен, что взял первую оказавшуюся под рукой вещь и разорвал или разбил ее.



Чем выше сумма «нет», тем больше вероятность агрессии.


Рекомендации по коррекции поведения

Агрессивным подросткам в целом могут быть свойственны:
·  раздражительность;
·  взрывчатость;
·  гневность;
·  злопамятность, мстительность;
·  жестокость, нечувствительность к чужому горю;
·  драчливость;
·  авторитарность;
·  ослабленный самоконтроль.
Особенности общения во многом зависит от типа акцентуации характера - усиления его отдельных черт, которые сами по себе не являются патологическими, однако при определенных условиях могут развиваться в отрицательном направлении.

Так, в разных формах и при различных обстоятельствах агрессия имеет яркое проявление у подростков с эпилептоидным, паранойяльном лабильным типами акцентуаций характера (по Л.Леонагарду). В каждом отдельном случае устанавливаются причины агресствного поведения; определяются конфликтные ситуации, провоцирующие проявление отрицательных черт данного психотипа; намечаются пути и способы оказания психологической помощи подростку.


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С АГРЕССИВНЫМИ УЧАЩИМИСЯ.


1.                  Никогда не позволять себе оскорбить их, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова - это не даст им права оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении все, на что они способны.
2.Общение на равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше несколько дистантно.
3. В открытую не бороться, так как это усугубит отношения. Следует учитывать особенности, бурные реакции.
4.Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.
5. Обсуждайте поведение только после успокоения.
6. Мстительны, иногда годами ждут, чтобы отомстить, поэтому лучше не отвергать их.
7. Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение.
8. "Имя", ты расстроился, потому что... Ты можешь переживать, но не имеешь права обижать других. Что нужно сделать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать? Предлагайте что-то свое только в дополнение к сказанному.
9. Перед сильными - элементы раболепия, со слабыми - агрессивны. Могут быть назойливыми, слащавыми. Необходимо понимать этот механизм, в работе учитывать это и не дать себе обидеться по мелочам на него.
10. Нельзя угрожать и шантажировать, так как в какой-то момент это перестает действовать и Вы будете неубедительны и бессильны.
11. "Воинственность" ребенка можно успокоить своим спокойствием.
12. Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедится, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом.



ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ,
развивающие умение сдерживать свои отрицательные эмоции и недовольство окружающими, лучше понимать других людей.
I.
"ДЕНЬ БЕЗ ЗАМЕЧАНИЙ"
Учитесь сдерживать свои отрицательные эмоции, свое недовольство окружающими. Вам, безусловно, хочется высказать, что вы думаете о них, но тем, кто рядом с вами, неприятно переносить проявление вашего пренебрежения. Учитесь не ругаться.
Дайте себе слово-целый день всем все прощать, принимать, слова других с пониманием, никого не критиковать, не делать замечаний (как бы этого ни хотелось), не осуждать поступки одноклассников, членов своей семьи и не ругаться ни с кем.
Если получилось и вы целый день смогли прожить именно так, то через пару дней увеличивайте этот период до двух дней и т.д. Доведите длительность упражнения до одной недели, а потом проанализируйте, что изменилось б вас и в ваших отношениях с людьми.
"ПРИЯТНЫЙ РАЗГОВОР"
Если вопрос, который вызывает у вас неприятные эмоции, не слишком принципиален, стремитесь общение с человеком сделать просто приятым. Прав ваш собеседник или не прав (сейчас это не имеет принципиального значения). Постарайтесь, чтобы этому человеку с вами было хорошо, спокойно и у него появилось желание еще раз встретиться и поговорить с вами.
Затем еще раз обязательно поговорите с ним и узнайте, что он думает о прошлой вашей беседе. Действительно ли ему было приятно разговаривать с вами.
"Я РАД ТЕБЯ ВИДЕТЬ!"
При встрече с любым человеком, даже с тем. кого вы совсем не знаете, первая ваша фраза должна быть такой: "Я рад тебя видеть!" Скажите это от всего сердца или подумайте так и только после этого начинайте разговор.
Если в ходе беседы вы почувствуете раздражение или гнев, то каждые 2-3 мин произносите мысленно или вслух эти слова: "Я рад тебя видеть!"



"ДОБРАЯ УЛЫБКА"
При всей своей занятости старайтесь чаще встречать окружающих доброй и приветливой улыбкой, тем более когда к вам обратятся, также улыбнувшись. Если сразу не получается, попробуйте улыбаться внутренней улыбкой, она должна быть всегда.
II.
"ИСПОЛНИТЕЛЬ ЖЕЛАНИЙ"
Вы привыкли исполнять все свои желания, а, теперь попытайтесь выполнять желания близких, родных вам людей, своих знакомых, одноклассников. Попробуйте жить в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют они, а не вы.
Для начала выберите наиболее приятного для вас человека и постарайтесь выполнить все его желания без всяких условий с вашей стороны. Если не получилось, через 1-2 дня сделайте еще одну попытку осуществить желания другого близкого вам человека. Если это получилось, постепенно увеличивайте круг людей, желания которых вы будете выполнять.
"ВЕДОМЫЙ"
В ходе деловой беседы или простого разговора постарайтесь:
·  периодически передавать инициативу вашему собеседнику, например, спрашивая его: <(А как вы считаете? Что вы думаете по этому, вопросу?" Еще лучше, если вы будете говорить о том, что интересно и что волнует вашего собеседника. не делать никаких замечаний по поводу манеры общения вашего собеседника, напротив, похвалите его. Но делать это нужно без иронии, доброжелательно.
"СОЗЕРЦАТЕЛЬ"
Научитесь относиться ко всему, что с вами происходит, как убеленный сединами восточный мудрец, созерцательно, т.е. прежде чем реагировать на слова или поступки близких, одноклассников, просто окружающих вас людей, спросите себя: "А как бы поступил на моем месте мудрый человек? Что бы он сказал и сделал?"
Принимайте решение и действуйте лишь после нескольких минут такого спокойного созерцательного размышления.
III.
"АНАЛИТИК"
Развивайте в себе привычку анализировать все внезапные перемены в настроении: что произошло, что изменило мое настроение? Чаще задавайте себе подобные вопросы.
А когда наберется два - три десятка ответов, посмотрите, какие из причин встречаются чаще.
Теперь остается самое главное - исключить причины, по которым ваше настроение так резко и неожиданно даже для вас изменяется. Постарайтесь не попадать в те ситуации, которые приводят к резкой смене вашего настроения в худшую сторону.
"ЕДИНСТВЕННАЯ РОЛЬ"
Попробуйте войти в образ, например, флегматичного, спокойного человека, который все видел, все знает, и прожить в этом образе несколько часов подряд. Как бы вам трудно ни было, какие бы поводы и причины ни возникали, вам нельзя выходить из образа.
Реагируйте на происходящее так, как бы реагировал ваш герой - флегматик. Сначала спокойно обдумайте, что собственно произошло, соберите дополнительную информацию для принятия необходимого решения, отложите его еще на некоторое время (вдруг что-то еще произойдет), а только потом действуйте. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий